Выпустить из рук свои смартфоны современные дети могут лишь по настоятельному принуждению. Фото PhotoXPress.ru
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила с очередной законодательной инициативой о расширении полномочий силовиков в использовании современных коммуникационных технологий. Правда, этот новый «пакет Яровой» следует признать вполне разумным: предполагается разрешить полиции использовать геолокацию для поиска пропавших детей. От возможного произвола предусмотрена серьезная страховка – кроме санкции суда правоохранителям необходимо будет получить и согласие родителей.
Внесенная в Госдуму инициатива Яровой представляет собой поправки к действующему закону «Об оперативно-розыскной деятельности». В нем и предлагается прописать «цифровой» механизм действий полицейских, которые получают сигнал о пропаже несовершеннолетнего.
Как указано в тексте законопроекта, «допускается получение сведений о местонахождении несовершеннолетнего» – на основе геолокации принадлежащего ему абонентского устройства или иного оборудования. Полиция получает доступ к этим данным, указывает Яровая, только в случае письменного согласия одного из родителей. Кстати, если гаджет ребенка оформлен на последних, то от них потребуется отдельное разрешение.
При этом рядовой сотрудник требовать от операторов связи предоставления данных сможет лишь по приказу вышестоящего начальника. Еще одной страховочной мерой от возможных злоупотреблений является обязательное уведомление суда о данной операции. Это необходимо сделать в течение 24 часов после ее начала. А в течение 48 часов полиция обязана получить от суда письменную санкцию – или прекратить розыскные действия в Сети.
Именно на все эти положения сама Яровая и обратила особое внимание в пояснительной записке к своему законопроекту. Это можно расценить как попытку предупредить критические замечания. Напомним, что у Яровой как законодателя, скажем так, весьма неоднозначная репутация. Например, пока никто так и не смог точно определить, чего стоит один ее пресловутый «пакет», обязывающий все интернет-ресурсы длительное время хранить весь трафик их пользователей для нужд силовиков. В IT-отрасли уверяли, что на это необходимо потратить десятки, а то и сотни миллиардов рублей, которые бизнес, без сомнения, переложит большей частью на потребителей.
Но у нового проекта Яровой цель, похоже, действительно благородная. По ее словам, «у органов полиции в настоящее время нет правовых возможностей в случае обращения родителей или иных законных представителей ребенка в экстренном порядке (без предварительного решения суда) попытаться установить его местонахождение на основе геолокационных данных».
Четкое же формулирование этих возможностей, отметила Яровая, в том числе повысит и ответственность правоохранителей за оперативность реагирования на заявления граждан о пропаже детей. Судя же по приведенной в пояснительной записке статистике, проблема достаточно актуальная. Так, в 2017 году разыскивалось примерно 8 тыс. несовершеннолетних, причем около 40% из них – это малолетние дети. В первом же квартале 2018-го таких случаев было уже 2,5 тыс. – и в 805 речь шла о малолетках.
Как указывает Яровая, большинство из них в первые часы или даже дни имело при себе включенные гаджеты, что позволило бы принять те экстренные меры, дать разрешение на которые она и предлагает в своих поправках. Этот законопроект уже поддержан правоохранительными ведомствами, Минюстом, Минкомсвязи и Роскомнадзором.
комментарии(0)