0
5679
Газета Политика Интернет-версия

26.07.2018 20:18:00

Властям не нужны националисты никаких мастей

Ультраправым приходится идти к либералам либо коммунистам или становиться маргиналами

Тэги: сова, ультраправые организации, националисты, раскол, крым, идеология


сова, ультраправые организации, националисты, раскол, крым, идеология В нынешнем году у правых радикалов не получилось даже такого «Русского Первомая», как в предыдущем. Фото со страницы партии «Великая Россия» в «ВКонтакте»

Информационно-аналитический центр «Сова» сделал вывод, что власти продолжают давление на ультраправые организации. Среди самих националистов, еще в 2014-м разделившихся из-за Крыма на два лагеря, расколы так и не прекратились. В результате усиливается их маргинализация, например, самостоятельные уличные акции, число которых резко уменьшилось, собирают лишь по десятку-другому человек. Однако запрос на праворадикальную идеологию не исчезает.

Как считают в «Сове», митинговая активность националистов фактически сошла на нет. Из-за постоянного прессинга силовиков самостоятельные акции радикалов стали редкими и малопосещаемыми.

При этом на националистическом фланге происходят как постоянные внутренние перегруппировки, так и перманентные поиски союзников вовне. Так что часть ультраправых – в основном противники украинской политики Москвы – уже примкнула к либеральному крылу оппозиции. Другая же все время пытается объединить свои усилия с КПРФ.

В «Сове» считают эту стратегию провальной: «Националисты остаются малозаметной частью несистемной оппозиции».

Там отметили, что наиболее сильно перестроиться пришлось той части праворадикальных организаций, которая после раскола националистов по украинскому вопросу сделала ставку на сотрудничество с либералами. Но при этом «эти националисты в первую очередь испытывают на себе давление со стороны правоохранительных органов».

Показательным примером эксперты считают историю с разгромом движения «Артподготовка» саратовского блогера Вячеслава Мальцева. После подавления пресловутой «революции 5 ноября» эта структура до сих пор так и не восстановилась. Сторонники Мальцева не выходят на акции с флагами движения, их группы в соцсетях остаются заблокированными, хотя сам лидер из-за границы и продолжает регулярное вещание в Интернете.

Серьезные организационные перемены произошли и среди националистов, занимающих продонбасскую позицию, после преобразования в апреле такой рыхлой коалиции, как Постоянно действующее совещание национально-патриотических сил России (ПДС НПСР), в более структурированное общероссийское общественное движение с тем же названием. А уже этой структурой была сделана ставка на широкое сотрудничество с левыми – и прежде всего КПРФ. Скажем, именно от НПСР на президентских выборах и выдвигался Павел Грудинин.

Из-за повышенного внимания правоохранителей, отметили в «Сове», у ультрас сегодня почти нет возможности выступать на улицах с ксенофобскими лозунгами, а потому тематика их акций стала более разнообразной и лишь косвенно связанной с националистическими воззрениями. При этом все эти акции зачастую проводятся силами лишь нескольких человек, то есть создается видимость публичной деятельности. Из чужих же митингов наибольший интерес у националистов вызывают те, которые организует Алексей Навальный.

По словам эксперта «Совы» Веры Альперович, «ультраправое поле остается очень слабым и раздробленным: властью притесняются и те, которые поддержали вхождение Крыма в состав России, поскольку согласие они проявили лишь по конкретному вопросу, и те, которые критикуют действия РФ на юго-востоке Украины». Она отметила, что именно вторая группа преследуется более активно, хотя «проблемы с правоохранительными органами есть и у той, и у другой».

Однако, как пояснила Альперович, хотя некоторые националистические организации и прекращают работу, на их месте тут же появляются новые. А это значит, что есть запрос на праворадикальную идеологию. Впрочем, новоиспеченные группы радикалов оказываются более слабыми и мелкими, чем распавшиеся.

Это, по ее словам, вынуждает ультраправых уходить из публичной сферы в закрытые сообщества и внутреннюю жизнь, а также от публичных акций переходить к своего рода подпольным действиям – листовкам, граффити, молниеносным флешмобам и пр. Например, одна из группировок взялась проводить «антилиберальные рейды» – атаковать митинги политических противников.

«Правый активизм находится под таким прессингом со стороны государства, что националисты лишены возможности проводить крупные акции, которые они делали на протяжении многих лет», – отметила Альперович. Поэтому столичный «Русский марш» в ноябре выглядел жалко, а «Русский Первомай» в Москве в этот раз и не состоялся.

«Давление на ультраправых началось еще с 2008 года – и было вызвано чрезмерным насилием и массовыми убийствами со стороны этих группировок. Постепенно основные радикальные группировки были разбиты, их лидеры и последователи оказались в тюрьмах. И где-то с 2014 года в основном преследуются уже те организации, которые занимаются не прямым насилием, а пропагандой своих взглядов. У госвласти есть страх перед экспортом революции в Россию, а ультраправые, как показала Украина, как раз и могут выступить на стороне вполне либеральной оппозиции в качестве боевой силы», – заявила «НГ» эксперт центра «Сова».   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
1208
Центральный банк России как необычный феномен

Центральный банк России как необычный феномен

Михаил Емельянов

ЦБ влияет на развитие страны не меньше, чем правительство, при этом сам практически никому не подвластен

0
4224
Выборы Мосгордумы признаны состоявшимися: большинство мест у «Единой России»

Выборы Мосгордумы признаны состоявшимися: большинство мест у «Единой России»

Елена Крапчатова

Избиратели 6–8 сентября отдали приоритет системе электронного голосования

0
3682
Константин Ремчуков. Хочет ли наше общество перемен. Об упрощенной повестке выборов и новых стандартах нормальности

Константин Ремчуков. Хочет ли наше общество перемен. Об упрощенной повестке выборов и новых стандартах нормальности

Константин Ремчуков

0
6825

Другие новости