Новый закон разрешает выбирать себе родным любой язык народов России, но учиться пока получится не на каждом. Фото с сайта www.school1-ykt.siteedu.ru
Сразу же после вступления в силу закона о родных языках в федеральном Центре действительно началась работа над концепцией их преподавания. Минпросвещения, по информации «НГ», сформирует специальную группу, куда войдут и депутаты Госдумы, представляющие национальные республики РФ. Правительство при этом подтверждает, что за счет бюджета будет создан и Фонд поддержки родных языков, который возьмет на себя финансирование соответствующих научных исследований, а также подготовки преподавателей и учебников языков народов России.
Закон об изучении родных языков на добровольной основе был подписан президентом Владимиром Путиным 4 августа. В окончательном после долгих споров виде Госдума приняла его 25 июля. Напомним, что в школах, программа которых включает предмет «Родной язык», его изучение остается обязательным, при этом можно будет выбрать конкретный язык. Но в списке родных языков появится в том числе и русский язык.
Председатель комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов («Единая Россия») сообщил «НГ», что Министерство просвещения, хотя оно пока находится в процессе формирования, тем не менее уже готовит приказ о создании рабочей группы по подготовке такой концепции. «Я надеюсь, эта рабочая группа будет создана до начала учебного года», – сказал Никонов, напомнив, что поручение по ней Госдума записала в свое постановление о принятии закона в третьем чтении. Никонов подчеркнул, что в работе над концепцией обязательно будут задействованы депутаты ГД от национальных республик.
В первую очередь, считает глава комитета, надо решить проблемы, связанные с созданием учебников на родных языках. Сейчас федеральный перечень учебников состоит из пособий по 11 языкам, но их в стране гораздо больше. Также необходимо будет по многим языкам народов РФ разработать образовательные стандарты, которых в настоящее время нет.
«Ясно, что необходима специальная подготовка кадров по родным языкам, особенно остро этот вопрос стоит для коренных малочисленных народов. Важна подготовка филологов, которые могли бы проводить научные исследования в области родных языков. Здесь много чем надо заниматься», – заявил Никонов.
По его словам, финансирование тех мероприятий, которые будут прописаны в концепции, пойдет из специально созданного фонда. «Это будет правительственный фонд. Он создается для того, чтобы финансировать разработки, исследования преподавания в области родных языков народов России, подготовку учебников, а также подготовку стандартов и специалистов. Естественно, важно и изучение ситуации, в которой находятся родные языки», – сообщил «НГ» Никонов. По его информации, все решения по ассигнованиям могут быть приняты в ближайшее время. «Однако я не исключаю, что и те люди, организации, региональные власти, которые заинтересованы в развитии родных языков, тоже внесут свой вклад», – заявил он.
Член президиума Генсовета ЕР депутат ГД Алена Аршинова, говоря о самом законе, отметила, что новый механизм свободного выбора изучения родных языков никаких запретов, о которых говорят некоторые его критики, вообще не устанавливает. «Это гарантия равноправия языков всех народов России, что особенно важно для представителей всех наций, проживающих в той или иной национальной республике», – заявила она.
Более того, по словам Аршиновой, работа над законом позволила найти решения для развития родных языков – тот же Фонд поддержки родных языков России. «Нужно сохранять и развивать родные языки не за счет административного давления, а за счет мотивации, причем как носителей, так и не носителей этих языков», – считает депутат.
Между тем в Общественной палате (ОП) РФ убеждены, что доминирование глобальных языков над родными может привести либо к вымиранию последних, либо к значительному ограничению сферы их применения. По словам зампреда комиссии ОП по развитию науки и образования Людмилы Дудовой, количество носителей родных языков сокращается с каждым годом, а некоторые и вовсе находятся на грани вымирания. Поэтому в ОП взялись за разработку собственной концепции преподавания родных языков и литератур.
Однако внизу недовольство принятыми в Москве решениями, похоже, сохраняется. Так, представители 120 татарских общественных организаций обратились к Минпросвещения с рядом предложений об усилении гарантий родным языкам. Они просят включить их преподавание в инвариативную часть всех учебных планов федеральных государственных стандартов, снизить количественный норматив для формирования группы для изучения предмета «Родной язык» с восьми до пяти человек. Есть в обращении и просьба отменить положение о проведении итоговой аттестации исключительно на русском языке. Что же касается Фонда развития родных языков, то одним из его приоритетов, считают авторы обращения, должно стать «развитие общеобразовательных школ с родным языком обучения». Татарские общественники выдвинули и инициативу передать функцию гражданского контроля за исполнением закона национальным организациям, представляющим коренные народы.
комментарии(0)