Фото сайта pixabay.com
Дети мигрантов и беженцев выпали из российской образовательной системы. Их родители жалуются на недопуск в школьные и дошкольные учреждения на основании неких документов, перечень которых в законе четко не обозначен.
Этих детей под разными предлогами не принимают в детсады и школы. По подсчетам правозащитников, с отказами столкнулись уже более сотни тысяч семей по всей стране. Среди них немало и российских соотечественников, и беженцев, которые связывают свое будущее именно с Россией. Правозащитники настаивают, что власти тем самым препятствуют интеграции и адаптации переселенцев. По их примерным подсчетам, свыше 25% детей школьного возраста среди мигрантов не получают образования.
Как отметили в комитете помощи беженцам «Гражданское содействие», Конституция гарантирует право на образование любому человеку, находящемуся в РФ. Однако на деле приезжим постоянно отказывают в этом, да еще и на основании давно устаревших правил, у которых отсутствует какой-либо правовой статус. Администрации учебных учреждений устанавливают свои требования, к примеру, заставляют доказывать право на пребывание в РФ. Наиболее же частой причиной отказа является отсутствие постоянной регистрации, хотя ст. 5 закона «Об образовании» говорит, что право на образование гарантируется независимо от места жительства человека. Более того, ст. 78 этого же закона устанавливает, что «иностранные граждане имеют равное с российскими гражданами право на образование».
Как указывают правозащитники, большинство приезжих семей тоже платят налоги, а следовательно, имеют такие же права на пользование госуслугами. А вот образовательные заведения не вправе подменять собой МВД и проводить расследования в отношении миграционного статуса ребенка и его родителей.
Аналитик комитета «Гражданское содействие» Константин Троицкий пояснил «НГ»: «Если говорить о садах, то у детей без регистрации доступа к ним нет вообще, а обладатели временной регистрации и карточки постановки на миграционный учет записываются в огромные очереди, которые либо вообще не движутся, либо делают это в обратном направлении».
Он также сообщил «НГ», что доступ детей в сады регулируется некими «временными правилами» от профильного федерального ведомства. «Это документ непонятного правового характера, который был составлен на основе формальных нарушений и откровенных недоразумений», – заметил эксперт. В частности, сказал он, данный текст не сопровождается ведомственным приказом, хотя и должен. Кроме того, правила не прошли обязательной правовой и антикоррупционной экспертизы, что подтвердил уже и Минюст РФ. А еще документ не обновлялся с 2014 года, а потому содержит «устаревшую неадекватную информацию». «В Минюсте нам ответили, что и сами не считают эти правила нормативно-правовым актом. Получается, что нынешняя система набора детей регулируется непонятно каким документом», – заявил Троицкий.
Зато в нем, например, устанавливается приоритет очередности – первыми места должны получать местные жители, а также многочисленные льготные категории, в числе которых дети госслужащих многочисленных федеральных ведомств. «Почему льготы на поступления в детские сады должны иметь дети судей, сотрудников органов внутренних дел, пожарников, военных, таможенников и прочих силовых ведомств? Это представляется странным и дискриминирующим признаком», – возмутились в «Гражданском содействии».
В школах же, по словам Троицкого, несмотря на постановления Минобрнауки и разъяснения Верховного суда продолжают требовать от трудовых мигрантов и беженцев регистрацию. Чиновники ссылаются на приказ № 32 Министерства образования и науки, который из-за расплывчатых формулировок поставил доступ к школьному образованию в зависимость от наличия легального статуса.
Появились и новые сложности – постановку на миграционный учет теперь отказываются считать регистрацией. «Раньше такой проблемы не было. Считалось, что мигручет и есть регистрация по месту пребывания», – рассказал эксперт. Администрации же школ продолжают требовать принести и справки по формам 3 или 8, которые по большому счету выдаются только российским гражданам. Заставлять собирать их иностранцев – это превышение полномочий, объяснил эксперт.
«Все эти действия властей затрудняют интеграцию мигрантов, поскольку их дети, которые останутся жить в нашей стране, очень нуждаются именно в дошкольном образовании, чтобы адаптироваться к особенностям российской культуры. Как они будут жить в этой стране без знаний? Проблема эта не решается и, более того, усугубляется – растет поток людей, жалующихся на недоступность российского образования», – заявил «НГ» Троицкий.
комментарии(0)