Фото сайта mil.ru
Вчера на полигоне Цугол в Забайкалье с участием президента, Верховного главнокомандующего Вооруженными силами России Владимира Путина, прошла основная фаза стартовавших на этой неделе стратегических маневров «Восток-2018». Их размах и масштабы, конечно, впечатлили и экспертное сообщество, и политиков на Западе. Из 300 тыс. военнослужащих, более 1000 самолетов, вертолетов, беспилотников, а также 36 тыс. танков и боевых машин, заявленных для участия в маневрах, солидная их часть сосредоточилась в Забайкалье.
Выступая перед участниками маневров, Владимир Путин заявил: «Россия – миролюбивое государство. У нас нет и не может быть агрессивных планов. Наша внешняя политика направлена на созидательное сотрудничество со всеми странами, которые в этом заинтересованы». При этом он подчеркнул, что долг военнослужащих «перед нашей страной, Родиной в том, чтобы быть готовыми отстоять суверенитет, безопасность и национальные интересы нашей страны, а если потребуется – и поддержать союзников».
На относительно небольшом пятачке полигона при отработке учебно-боевых задач были задействованы 25 тыс. военнослужащих, около 7 тыс. единиц боевой техники и 250 летательных аппаратов. Значительная их часть была передислоцирована из Центральной России. Это подразделения 21-й, 74-й отдельных мотострелковых бригад и 90-й танковой дивизии Центрального военного округа, а также соединения обеспечения (материального, инженерного, систем связи и т.п.) и подразделения ВДВ. Показ основного этапа учений, за которыми наблюдал президент, прошел всего за несколько часов. Тогда как подготовка к нему, связанная в основном с передислокацией и размещением войск, составила более месяца. Так бывает и в реальной боевой обстановке: планирование и переброска войск на большие расстояния занимает много времени. Но является важной составляющей работы органов военного управления и в конечном счете определяет успех планируемых ими военных операций. Как правило, переброска войск должна осуществляться альтернативными путями – не только по суше, но и по воде, по воздуху.
Но территория России огромна, очень мало дорог, рек много, но текут они не в том направлении. Фактически основная переброска войск осуществлялась по единственному пути – Транссибирской железнодорожной магистрали. Лишь очень небольшое число подразделений было доставлено в Забайкалье по воздуху. Даже 6 тыс. военнослужащих ВДВ были передислоцированы в район учений комбинированным способом. Если бы переброска проходила в боевых условиях, все военные соединения путем упреждающих точечных ударов врага были бы заперты на Транссибе. Но других надежных путей на Дальний Восток, не считая так и не достроенной Байкало-Амурской магистрали, в стране нет. В таких условиях упор надо делать на военно-транспортную авиацию (ВТА), позволяющую быстро перебрасывать войска и технику на большие расстояния. Но самолетов ВТА для этих целей в России не хватает.
Вчера на маневрах «Восток-2018» был разыгран эпизод с десантированием парашютным способом усиленного батальона военнослужащих 11-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады. Более 700 десантников и 51 боевая машина десанта БМД-2 накануне на военном аэродроме «Белая» под Иркутском были погружены на 25 самолетов Ил-76МД ВТА. После чего воздушный десант вместе с «броней» был доставлен в район выброски, преодолев расстояние свыше тысячи километров. Десантники после приземления на незнакомую площадку «Булак» успешно выполнили учебно-боевую задачу по захвату полевого аэродрома условного противника. На этом участие самолетов ВТА в маневрах на полигоне Цугол закончилось. Согласно открытым данным, опубликованным в СМИ, 25 тяжелых Ил-76МД составляют около четверти парка всех имеющихся на вооружении ВТА самолетов этого типа. До этого, в июле 2018 года, впервые в постсоветской истории около 70 единиц этих самолетов совместно с Ан-124 («Руслан»), Ан-22 («Антей») и Ан-26 участвовали в массовом десантировании личного состава полка ВДВ. Техники было тогда сброшено только на один усиленный батальон – около 50 единиц.
Таковы скромные возможности российской ВТА. Проблема есть и с боевыми вертолетами. Высадка с них тактических десантов в тылу противника стала одним из важных условий успешных военных действий. Эту тактику отработали вчера военнослужащие ВДВ и на полигоне Цугол. Как сообщило Минобороны, «для обеспечения аэромобильных действий десанта были привлечены более 40 вертолетов Ми-8АМТШ, 2 тяжелых многоцелевых транспортных вертолета Ми-26 и более 10 вертолетов огневой поддержки Ми-24». На внешней подвеске вертолетов Ми-8 в заданный район были доставлены автомобили УАЗ «Пикап», вертолетами Ми-26 было десантировано посадочным способом восемь мотовездеходов, четыре бронеавтомобиля «Рысь», оснащенных ПТУР «Корнет» и т.п. Минобороны подчеркивает, что подобные действия отработаны впервые «в рамках проведения эксперимента по созданию и боевому применению десантно-штурмовых подразделений «нового типа».
О таких тактических приемах при действиях вертолетчиков в Афганистане обозревателям «НГ» в свое время рассказывал бывший командующий армейской авиацией Сухопутных войск Герой Советского Союза Виталий Павлов. То есть подобные задачи не раз отрабатывались в прошлые годы. Сейчас в Вооруженных силах России боевых вертолетов типа Ми-8АМТШ или самых больших в мире Ми-26, согласно открытым данным, относительно немного. СМИ писали, что к 2020 году в составе Воздушно-космических сил (ВКС) планируется иметь всего около 200 транспортно-боевых (штурмовых) вертолетов. То есть на полигоне Цугол была сосредоточена почти пятая часть всего парка Ми-8АМТШ, которая есть в ВСК России.
При этом в 2017 году в Вооруженных силах числился всего 41 вертолет МИ-26. Собирались наладить его серийное производство для нужд армии. Но дело стопорится, поскольку двигатель для Ми-26 производится в Украине, после 2014 года прекратившей с Россией военно-техническое сотрудничество. Отечественный двигатель для Ми-26 планируется создать только к 2025 году.
комментарии(0)