Социологи сообщают о сохранении позиций основных институтов власти «в границах сформировавшегося коридора значений». Это когда рейтинги почти не растут, но уже резко не падают. В КПРФ считают, что ситуацию надо сравнивать с монетизацией льгот 2005 года, которая вызвала такие же широкие протесты, что и повышение пенсионного возраста. И если тогда партия власти даже улучшала свои электоральные результаты, то сейчас разрыв с коммунистами сократился почти в два раза.
Отдел по проведению избирательных кампаний ЦК КПРФ подготовил для руководства партии соответствующую пояснительную записку. Она составлена в связи с идущей сейчас дискуссией о степени влияния пенсионной реформы на авторитет партии власти для избирателей. Как известно, единороссы уже признали, что в этом контексте реформа отразилась на них негативно.
Рейтинг «Единой России» колеблется на почтительном расстоянии, но практически в унисон с президентским рейтингом. Источник: Фонд «Общественное мнение» |
Коммунисты за точку отсчета взяли итоги региональных выборов 2004 года по партспискам. Тогда средний результат ЕР по стране после 11 кампаний составил 32%. КПРФ показала 15%, ЛДПР – 7,4%. Кстати, эти выборы прошли в основном после того, как думское большинство утвердило закон о монетизации льгот.
Протесты же против такого решения начались еще летом, а с начала 2005-го, когда закон начал действовать, приобрели широкий размах. Их движущей силой стали пожилые люди. Осенняя кампания того года тем не менее показала, что электоральная репутация ЕР не просто не пострадала, а даже окрепла. Средний результат по 12 региональным кампаниям поднялся до 44,9%. А вот КПРФ почти ничего не приобрела. У нее среднее значение составило 16,3%, то есть рост оказался такой же, как и у ЛДПР с ее 8,4%. И, таким образом, разрыв между партией власти и основной оппозиционной политструктурой из 17% превратился в 29%.
Теперь же картина изменений выглядит совсем иной. Так, в единый день голосования 2017 года ЕР в среднем продемонстрировала поддержку избирателей в размере 67,2%, КПРФ удовлетворилась скромными 12,6%. В 2018-м же соотношение составило 49,1% против 20,3%. Тут, правда, следует оговориться, что это сопоставление недостаточно корректно. С одной стороны, в нем не учтены партийные результаты выборов в Госдуму, а с другой – в прошлом году кампании были только в шести регионах, а не в 16, как в нынешнем.
Тем не менее в КПРФ сделали вывод, что для партии власти произошел откат на несколько лет назад. А главную причину увидели в том, что «доверие народа к еще молодому и подающему надежды президенту политтехнологи власти в начале 2000-х умело перенаправили и на образ «Единой России». Дескать, в период укрепления государственности и роста цен на нефть большая часть избирателей была готова простить правящей партии и неприятности в виде монетизации льгот, но теперь они на это уже не согласны.
Важно и то, что 10 лет страна живет в кризисе, который «сильно усугубился в последние четыре года», и то, что люди устали от правящего режима. Коммунисты констатируют, что хотя лидерский потенциал президента Владимира Путина «далеко не исчерпан», он ослаблен. А это значит, что теперь неочевиден благоприятный исход предстоящего в ближайшие годы «транзита власти».
Жесткую привязку к рейтингу Путина и показателей всех остальных госинститутов продолжают подтверждать и регулярные соцопросы. На днях новую их порцию выдала «большая тройка» – ВЦИОМ, фонд «Общественное мнение» (ФОМ) и Левада-Центр. Цифры они, конечно, показывают немного разные, но тренд на сохранение слабости рейтингов очевиден.
Кстати, ВЦИОМ придумал для этой тенденции политкорректную формулировку – мол, показатели находятся «в границах сформировавшегося коридора значений». Это означает, что и электоральный рейтинг президента и ЕР, и рейтинги одобрения и доверия колеблются в пределах нескольких процентов. И никак невозможно сделать вывод, что они начали расти. При этом нельзя сказать, что они продолжают падать.
комментарии(0)