Фото www.cikrf.ru
Центризбирком ожидаемо отказал в проведении пенсионного референдума объединенной инициативной группе, которая так и не смогла стать общероссийской. Это стало формальным основанием для признания представленного ходатайства не соответствующим закону.
Отказав в регистрации инициативной группе, ЦИК постановил прекратить и положенные по закону процедуры. Согласно постановлению, в установленные сроки оформленного в соответствии с законом ходатайства о регистрации не поступило. Обращение объединившихся в единую структуру 13 представителей от четырех групп, которые выбрали формулировку вопроса от пятой группы, не может быть рассмотрено как официальное ходатайство о регистрации, пояснила секретарь ЦИК Майя Гришина. Она напомнила, что для этого необходимо иметь подгруппы в 43 регионах.
Гришина признала, что инициативные подгруппы – по всем пяти вопросам – зарегистрированы в 73 регионах. 24 группы, по сведениям первого секретаря алтайского крайкома КПРФ Марии Прусаковой, зарегистрированы по инициативе подмосковных общественников во главе с Мариной Семеновой. Однако связаться именно с ними у объединенной инициативной группы не получилось. По мнению Прусаковой, последние этапы подготовки к общефедеральному собранию инициативной группы сейчас невозможно провести из-за отсутствия «каких-то внутренних регламентов со стороны ЦИКа».
Еще один инициатор – эсэр Илья Свиридов – сообщил ЦИКу, что закон о персональных данных лишает возможности объединиться. На это глава ЦИКа Элла Памфилова заявила, что «Центризбирком не обязан носиться за организаторами с организационно-процессуальными памперсами». Памфилова подчеркнула, что вновь инициировать всероссийский референдум по повышению пенсионного возраста можно будет в любой момент. Правда, она напомнила, что в законе есть временные ограничения. Из ближайших – последний год полномочий Госдумы, который начнется с сентября 2020-го. А с учетом того, что процедура референдума занимает 8–9 месяцев, это означает, что референдумы будут запрещены с начала 2020-го.
КПРФ намерена обратиться в Конституционный суд, Свиридов также заявил, что инициаторы референдума намерены обжаловать отказ в Верховном и Конституционном судах и добиваться внесения изменений в закон о референдуме. То же сказала и Прусакова: «Без внесения серьезных коррективов в закон проведение плебисцита невозможно. Поэтому совместно от фракций «Справедливой России» и КПРФ, я думаю, наши коллеги в Госдуме будут предлагать поправки». Памфилова согласилась с ней в необходимости коррекции законодательства.
После отказа ЦИК принял ряд постановлений, касающихся процедур референдума. Поэтому возник вопрос – для чего, если реальный референдум сорван, создавать условия для проведения нового плебисцита?
Член экспертного совета при главе ЦИКа Андрей Бузин пояснил «НГ», что уточнение закона о референдуме и внесение новых регламентов со стороны ЦИКа входят в полномочия ведомства. «Вряд ли это свидетельствует о том, что в ЦИКе есть новые заявки на проведение референдума. Но когда инициатива только появилась и Центризбирком не знал, докуда она дойдет, появилось указание со стороны руководства ЦИКа подготовить поправки, не выбрасывать же их теперь», – отметил эксперт.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, отметив, что «заранее было понятно, что референдума не будет», усомнился, что власть готовит свой референдум. «Любой референдум – это риск для власти. А у нас рисков стараются избежать», – считает эксперт. Что же касается подзаконных актов ЦИКа, то Макаркин считает совпадением их принятие в день отказа в референдуме.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подчеркнул: «То, что ЦИК отказал, – это очевидно и предсказуемо. Интересно другое: хотя Гришина и указала на неправильно оформленные документы, она подтвердила, что в 73 регионах были созданы региональные подгруппы для проведения референдума. А следовательно, создан прецедент по инициации плебисцита – и если бы не разные группы, в его проведении властям трудно было бы отказать».
Эксперт напомнил, что за последние 25 лет референдумы не проводились ни разу, а после принятия нового закона в 2004 году пройти положенный по нему организационный путь политические силы решились впервые. Так что Калачев не исключает ухудшения ситуации: «Все корректировки, уточнения и регламентация законодательства, конечно, проводится в сторону ужесточения. Ведь чем больше деталей – тем больше сложностей, а значит, и возможности провалиться».
комментарии(0)