0
5423
Газета Политика Интернет-версия

23.10.2018 20:10:00

Экстремистам и хакерам предъявят красную метку

Минюст предлагает распространить режим особого контроля на новые категории неблагонадежных заключенных

Тэги: минюст, осужденные экстремисты, контроль, фсин


минюст, осужденные экстремисты, контроль, фсин Глава Минюста России Александр Коновалов расширяет систему профилактической работы с осужденными экстремистами. Фото РИА Новости

В Минюсте намерены расширить круг заключенных, попадающих под дополнительный контроль со стороны Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Теперь спецсотрудники будут собирать информацию и присматривать не только за активными членами преступных группировок или наркоманами, но и за осужденными по экстремистским и террористическим статьям, а также за хакерами и поджигателями. Эксперты напомнили, что четкого определения экстремизма в Уголовном кодексе (УК) нет. Соответствующие же статьи часто применяются за оппозиционные, а то и просто неосторожные высказывания.

Сейчас работникам пенитенциарных учреждений предписано внимательно отслеживать как активистов бандитских группировок и наркоманов, так и суицидников и прочих заключенных, которые, как считается, склонны к нарушению тюремного порядка. Сотрудникам приходится тщательнее изучать их вещи, следить, чтобы они не наносили вреда себе или окружающим – как физического, так в последнее время и духовного. Например, ФСИН уже ставит на особый контроль тех, кто изучает, пропагандирует или исповедует какую-либо идеологию, признанную экстремистской.

Теперь Минюст предлагает распространить такой особый контроль на всех осужденных по статьям об экстремизме и терроризме, а также заодно на поджигателей и хакеров. В ведомстве Александра Коновалова эту инициативу объясняют необходимостью более эффективной профилактики правонарушений – например, чтобы после выхода на свободу фигуранты не брались за старое. 

Таким образом, для экстремистов и борцов с матрицей в СИЗО и колониях будет введена система индивидуального курирования – к ним приставят отдельных сотрудников, которые займутся изучением психологии этих преступников, будут выявлять особенности их личности, привычки, наклонности, мотивации и, конечно, связи – в заключении и на воле.

«Есть такое понятие – «красная полоса» в личном деле, когда конкретные осужденные требует особого внимания. Допустим, если они склонны к побегу», – пояснил «НГ» правозащитник Валерий Борщев. По его словам, эта метка ощутимо ограничивает людей в правах: «Она подразумевает различные ограничения – чаще всего неявные и недемонстративные. Но на практике таким заключенным могут отказывать в просьбах о свидании, телефонном звонке и т.д. К ним чаще применяют обыски, а еще подбирают для них определенных сокамерников».

Пока сотрудники ФСИН действуют в правовом поле, заметил Борщев, это для некоторых ситуаций вполне допустимая практика. Однако что касается контроля за хакерами и так называемыми экстремистами, то собеседник «НГ» заявил, что с точки зрения безопасности это нелогично: «На мой взгляд, это лишь попытки ужесточить условия содержания для этих людей, чтобы ограничивать их в правах, но при этом как бы по закону – дескать, человек на особом учете».

«Их чаще проверяют, такие заключенные должны приходить отмечаться в дежурную часть, им тяжелее получить УДО и прочие послабления», – пояснила «НГ» экс-председатель ОНК Ростовской области Елена Елисеева. Она подчеркнула, что сейчас такие меры все же применяются избирательно, но при этом не слишком эффективно – допустим, «контроль за осужденными, склонными к суициду, осуществляется в учреждениях ФСИН лишь формально».

«У силовиков есть списки заключенных, которые находятся на особом учете. Ими занимаются сотрудники оперчасти, задача – выявить новые преступления. Они наблюдают за поведением таких заключенных, собирают информацию, с кем те общаются и встречаются. Периодически проводят с ними и беседы», – рассказал «НГ» адвокат Виктор Бородин. Он подчеркнул, что на самом деле мера довольно правильная, и, учитывая уровень радикализма в тюрьмах, ее стоило бы распространить на экстремистов. Но проблема в том, что под антиэкстремисткое законодательство подпадают и совсем невиновные. «Есть реальные экстремисты, но многие сидят по надуманным причинам – за перепост, за то, что просто высказали свое мнение».

Бородин привел случай из практики, когда бабушка заступилась во дворе за внука и назвала его обидчика понаехавшим. В результате ее осудили за возбуждение межнациональной розни и внесли в федеральный список террористов. «И когда она пришла получать пособие на внука, ей отказались выдавать деньги, заявив, что она в реестре. Так что вполне вероятно, что эта сумма, выделенная, кстати, государством, может пойти на террористическую деятельность», – рассказал собеседник «НГ». Такими делами, по его мнению, силовики «зарабатывают палки», а соответствующие статьи УК при этом выглядят работающими.

По словам экспертов, инициатива Минюста говорит и о том, что рано говорить о сокращении сферы применения антиэкстремистского законодательства. Это подтверждается и статистикой. По данным Судебного департамента Верховного суда (ВС), за первую половину 2018 года по этим статьям были осуждены 337 человек. 285 из них получили приговоры за публичные высказывания – и лишь 52 за создание экстремистских ячеек. 

Большинство подсудимых приговорены по статье 282 УК «Возбуждение ненависти». Чуть более половины из них, а именно 123 человека, отделались условными сроками, 53 – штрафами или исправительными работами, но 27 получили реальные тюремные сроки. Любопытно, что среди таких преступников в основном молодежь и люди среднего возраста. По данным ВС, осуждены 38 подростков, 73 человека в возрасте 18–24 лет, 31 человек в возрасте 25–29 лет, 54 – в возрасте 30–49 лет. И лишь 13 человек старше 50 лет.

По статье 280 УК, а именно за «призывы к экстремистской деятельности», из 32 осужденных 21 получил условный срок, 7 – колонию, 3 – разные виды работ. Оправдан лишь 1 человек. За пропаганду терроризма осуждены 50 человек против 96 за весь прошлый год. «32 человека приговорены к колонии, 6 – к штрафу, 1 освобожден от наказания, в одном случае дело прекращено», – говорится в сводке ВС.

При этом продолжает расти число случаев применения статьи 20.29 КоАП – распространение экстремистских материалов: 1133 наказания за полгода против 1846 за весь предыдущий год. В 1107 случаях суды назначали штраф, в 26 случаях – административный арест. В 25 случаях суды принимали решение о прекращении производства по делу.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В России появилась категория "иноагентов-лайт"

В России появилась категория "иноагентов-лайт"

Включение в реестр Минюста для граждан остается билетом в один конец

0
2467
Талибы ищут в Афганистане "агентов КГБ" из России и Белоруссии

Талибы ищут в Афганистане "агентов КГБ" из России и Белоруссии

Андрей Серенко

Отдельное внимание в секретном документе "яростных мулл" уделяется представителям Чечни

0
5807
Ким Чен Ын меняет Южную Корею на ядерную бомбу

Ким Чен Ын меняет Южную Корею на ядерную бомбу

Надежда Мельникова

Лидер КНДР выдвинул условия для возобновления прерванного диалога с Соединенными Штатами

0
2561
Вашингтон получит TikTok, но пойдет на уступки по Тайваню

Вашингтон получит TikTok, но пойдет на уступки по Тайваню

Владимир Скосырев

Дональд Трамп поставил на паузу американские поставки оружия властям острова

0
2001

Другие новости