Для слежки за СИЗО и колониями правозащитники предлагают увеличить штат прокуратуры на 15 тысяч спецсотрудников. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Правозащитники и адвокаты настаивают на передаче в руки прокуратуры контроля над ситуацией в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН). Предлагается создать в надзорном ведомстве спецподразделение, которое станет отслеживать нарушения прав человека в тюрьмах. В том числе и с помощью систем видеофиксации, которые необходимо полностью вывести из сферы полномочий ФСИН – начиная от их закупки и заканчивая хранением архива данных.
Эта общественная инициатива, по информации «НГ», поддержана в президентском Совете по правам человека (СПЧ) и Госдуме. Подготовленные поправки к законам уже переданы на рассмотрение Минюста и Генпрокуратуры.
Правозащитниками также направлено обращение премьер-министру Дмитрию Медведеву. В нем отмечается, что за последние годы ведомство Геннадия Корниенко погрязло в коррупционных и «пыточных» скандалах. Между тем и глобальная реформа системы, и попытки ее частичной гуманизации «сорваны и подменены беспомощными указаниями, фиктивными круглыми столами и пиарными мероприятиями».
В материалах правозащитников есть и прямые обвинения в адрес ФСИН – дескать, деньги, выделяемые на закупку и установку видеокамер, по сути дела, тратятся впустую. Речь идет об уже израсходованных 500 млн руб. и запланированных миллиардных тратах на 2019–2020 годы. При этом системы наблюдения не мешают тюремщикам пытать заключенных, а затем избегать уголовной ответственности. Поскольку хранение видеоархива и допуск к нему находятся в руках самой ФСИН.
Сами правозащитники предлагают начать с реформы прокурорского надзора за уголовно-исполнительной системой (УИС). В законодательных поправках, которые на днях были переданы ими в Минюст, говорится о необходимости передать Генпрокуратуре «все системы объективного контроля, в том числе все системы слежения и видеонаблюдения из ФСИН». При этом потребуется сократить штат ФСИН примерно на 30 тыс. человек, а вот количество надзирающих за УИС прокуроров, наоборот, увеличить на 15 тыс. Надзорному ведомству предлагается передать и соответствующие бюджетные ассигнования, связанные с закупкой, монтажом и обслуживанием систем видео- и аудионаблюдения. Среди поправок есть и предложение по хранению видеоархива в течение не менее 10 лет, то есть «фактического срока давности по преступлениям, предусмотренным за превышение полномочий с применением насилия и принуждение к даче показаний с применением пыток».
Как отметил основатель соцсети Gulagu. net Владимир Осечкин, «никто в ФСИН не заинтересован выносить сор из избы, поэтому наличие видеокамер не пугает и не останавливает садистов». На практике получается, по его словам, что тюремщики либо отключают камеры перед избиением заключенных, либо удаляют файлы с соответствующими записями. Чтобы это изменить, считает Осечкин, в прокуратуре действительно должно появиться специальное подразделение по надзору за соблюдением прав человека в учреждениях ФСИН. «Но важно, чтобы надзирающие за УИС прокуроры не были в подчинении прокуроров, поддерживающих гособвинение в судах. Надо вводить экстерриториальный принцип прокурорского надзора на уровне федеральных округов», – подчеркнул правозащитник.
Адвокат Аркадий Завалько, в свою очередь, заявил «НГ», что для исключения давления на заключенных необходимо предоставить адвокатам право и возможность беспрепятственно и оперативно знакомиться с видеоархивом учреждения ФСИН. К примеру, он предлагает закрепить в законодательстве обязанность начальника учреждения предоставлять видеоархив незамедлительно по запросу защитника, установив максимальный срок в одни сутки. Завалько также высказался за разделение полномочий внутри прокуратуры.
комментарии(0)