Вячеслав Володин обозначил конституционные поправки, принятие которых поможет развитию страны. Фото с официального сайта Государственной думы РФ
Председатель Госдумы Вячеслав Володин считает целесообразными поправки в Конституцию, которые усилили бы контроль парламента за исполнительной властью и применением законов. Сейчас же имеется дисбаланс не в пользу законодательной ветви. Также, по его мнению, государство и граждане нуждаются в уточнении понятия «социальное государство».
Спикер Госдумы пояснил, что после двух лет работы на своем посту он видит «возможности именно парламента, законодательной ветви власти, играть ключевую роль в работе по анализу эффективности работы Основного закона». Тем более что в статье 94 Конституции РФ Федеральное собрание обозначено одновременно как законодательный и представительный орган госвласти.
«То есть именно парламент обязан реализовывать запрос граждан на соблюдение и максимально полную реализацию их конституционных прав, обеспечивать представительство соответствующих интересов граждан, а также парламентский контроль», – расшифровал эту норму председатель ГД.
Отсюда и последовало предложение: «Целесообразно расширение полномочий Федерального собрания, в первую очередь в вопросах парламентского контроля правоприменения».
Как считает Володин, это помогло бы «устранить целый ряд недостатков нашей Конституции», о которых недавно говорил и председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин. Спикер согласен с ним и многими экспертами, что эти недостатки «связаны с отсутствием должного баланса в системе сдержек и противовесов ветвей власти, креном в пользу исполнительной ветви власти».
У Володина уже есть и конкретные инициативы. Например, в 2008 году в Конституцию для уточнения баланса властей была внесена поправка о ежегодном отчете правительства перед Госдумой. Так что, по его мнению, «следует развивать эту логику дальше, в частности, уточнить и детализировать отчетность правительства перед парламентом именно по вопросам, поставленным Госдумой, в том числе – по вопросам правоприменения».
Пока непонятно, как все это будет сформулировано, но, например, вполне возможно было бы расширить права той же Госдумы по проведению парламентских расследований. Тем более что процедура тогда стала бы логичной: депутаты ставят вопрос перед правительством, получают ответ – и если он их не удовлетворяет, начинают выяснять, в чем же, собственно, дело. По информации «НГ», независимые эксперты сразу же после избрания Володина спикером как раз и рекомендовали ему добиваться изменений именно в этом направлении.
Теперь же, когда перед исполнительной властью поставлены задачи подготовить страну к прорыву, присмотр за правительством, очевидно, должен быть особо пристальным. Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин подтвердил «НГ», что, вполне возможно, это первые шаги к появлению полноценного механизма парламентских расследований. Он напомнил, что в последнее время на Охотном Ряду о них вспоминают все чаще, а сам спикер регулярно говорит об ужесточении парламентского контроля.
Однако конституционные поправки еще впереди, а пока, считает эксперт, «Госдума может явочным порядком сыграть более важную роль в реализации майского указа президента». А в этом деле, отметил Мухин, наоборот, «чем больше нянек, тем в большей безопасности дитя». Именно так и следует понимать предложение о контроле за правоприменением, который предполагает для ГД явно более широкие полномочия, чем просто бюджетный контроль.
Правда, для граждан будет более актуальной другая инициатива спикера – уточнение термина «социальное государство», которое в Конституции прописано, но не растолковано. Между тем, по его словам, соцопросы показывают, что «именно соблюдение и максимально полная реализация конституционных прав граждан – прежде всего социальных прав – является безусловным приоритетом для общества».
Сделать все уточнения можно будет в законах, отметил Володин. Однако, упомянув и возможные новые трактовки действующих конституционных статей, он тем самым дал понять, что не исключена и их правка. При этом данный раздел Основного закона без Конституционного собрания изменен быть не может.
Впрочем, Володин поддерживает концепцию того же Зорькина о «живой Конституции». Суть ее в том, что текст Конституции остается неизменным, но идет его активная интерпретация судами и законодателями под надзором КС.
комментарии(0)