За всех авторов пакета информационных законопроектов объяснялась сенатор Людмила Бокова. Фото РИА Новости
Конституционным большинством Госдума одобрила в первом чтении пакет «информационных» законопроектов, подготовленный группой парламентариев во главе с сенатором Андреем Клишасом. Была поддержана их концепция – штрафовать за создание и распространение фальшивых новостей и неуважительных комментариев в адрес государства и общества. Никакие повороты думской дискуссии значения не имели из-за поддержки данных инициатив президентом. Правительство и Генпрокуратура тоже отбросили прежние сомнения.
Сам Клишас на заседание нижней палаты прийти не смог, сославшись на командировку, хотя накануне депутаты и попытались настаивать на его присутствии. Кстати, уже после принятия Госдумой всего пакета сенатор заявил и о том, что не будет готовить к нему какие-то поправки. Он считает все формулировки достаточно выверенными.
Однако именно к примененным определениям в каждом из четырех законопроектов и были самые многочисленные претензии. Часть из них осталась и в заключениях профильных комитетов, и в правительственных отзывах. Однако ни одно из замечаний концептуальным, а значит, ставящим под сомнение процедуру первого чтения признано не было.
Например, официальный представитель президента на Охотном Ряду Гарри Минх заявил, что противоречий с Конституцией в текстах проектов нет, а поднятые ими темы являются по-настоящему острыми. «Речь идет о проблемах, которые затрагивают важнейшие сферы общественных отношений. И хочу вам напомнить: здесь нет никакой ни цензуры, ни противоречия Конституции. Потому что права и свободы, они могут быть ограничены в конституционно значимых целях. А здесь речь идет именно о конституционно значимых целях», – пояснил он.
И действительно, как Кремль мог возражать против, скажем, закона о фейк-ньюс, если один из его авторов – сенатор Людмила Бокова – прямо заявила, что цель – блокировать информацию, поступающую из-за рубежа, если, конечно, она является пропагандой или дезинформацией. Глава комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников любезно разъяснил депутатам всю важность такого инструмента, как блокировки интернет-ресурсов: «Мы не можем ехать туда, захватывать этих людей, происходит только блокировка; выход единственный – он должен быть, и он будет, чем раньше, тем лучше».
Впрочем, в ходе обсуждения второй инициативы – о высказываниях неуважительного плана в отношении общества, государства и его символов – Крашенинников повернулся к публике своей либеральной стороной. По его предложению, в протоколе заседания зафиксирована поправка на будущее. Как считает глава комитета, ко второму чтению из списка административных наказаний должен исчезнуть арест до 15 суток. Правонарушителей необходимо наказывать только штрафами, считает Крашенинников.
За происходящим в Госдуме внимательно следили и общественно-политические Telegram-каналы. «По числу дел, вангуем, новые законы с большим отрывом превзойдут 282-ю статью УК», - пишут авторы канала «Мюсли вслух», обращая внимание, что против законопроекта голосовали фракции КПРФ и «Справедливой России», а за - ЕР и ЛДПР.
При этом президентский Совет по правам человека (СПЧ) распространил разгромный разбор всего пакета законопроектов. Депутаты его получили, но внимания не обратили. Видимо, потому, что там предлагалось не поддерживать данных инициатив именно концептуально. Во-первых, потому, что в них продублированы многие уже действующие законодательные нормы, а во-вторых, по той причине, что предлагаемые новации могут нарушать права граждан на свободу распространения информации. Что же касается неуважительных или оскорбительных высказываний, то в СПЧ выразили сомнение в том, что государству необходимо лезть в разговоры граждан. Если же призывы против власти и общества публичны и радикальны, то на это в Уголовном кодексе уже есть статьи, подчеркнули правозащитники.
комментарии(0)