Лидер «Открытой России» Андрей Пивоваров заявляет, что и в случае регистрации в Минюсте движение останется оппозиционным. Фото со страницы «Команда «Открытой России» в «ВКонтакте»
Движение «Открытая Россия» (ОР), созданное Михаилом Ходорковским для России в виде сетевой структуры, 26 марта подает в Минюст заявку о регистрации в качестве юрлица. В ОР надеются, что через приобретение официального статуса удастся уйти от преследований активистов, которых обвиняют в работе на некую «нежелательную» организацию. Пока, правда, соответствующие дела в регионах только ширятся.
ОР планировала совершить регистрационную процедуру в понедельник, но обнаружила недочеты в пакете подготовленных документов. Поэтому визит в Минюст перенесен на вторник, 26 марта, а пока нотариус заверяет исправленные бумаги. Свое решение ведомство должно вынести не позднее месяца с момента подачи заявления.
Глава ОР Андрей Пивоваров заявил в соцсетях, что на эту непростую бюрократическую процедуру структура вынуждена пойти для того, чтобы «доказать, что мы российские граждане и российское движение». При этом он напомнил, что в регистрации как таковой смысла нет. Ведь с точки зрения закона нет большой разницы между официально зарегистрированным движением и как бы самодеятельным, то есть существующим без статуса юрлица.
И действительно, наиболее существенное различие между ними в том, что последнее не может участвовать в выборах, а первому это разрешается. Проблема, правда, в том, что в России общественные объединения могут участвовать только в местных кампаниях, причем на общих основаниях с неорганизованными гражданами.
Однако в случае ОР более важным делом является попытка через визу Минюста выскочить из нынешнего водоворота преследований активистов за сотрудничество с некой «нежелательной» организацией. Напомним, что формально правоохранители считают российскую ОР клоном британских или американских структур Ходорковского, несмотря на то что те уже закрыты. И трудно себе представить, что даже если регистрация ОР и состоится, то это как-то изменит обвинительный к ней подход.
Впрочем, еще до подачи документов учредительного съезда и уведомлений о создании 47 региональных отделений понятно, что шансы на регистрацию невелики. Например, как подчеркнула пресс-секретарь ОР Наталья Грязневич, в прокремлевских СМИ движению уже вынесен приговор: «Пишут, что мы готовим фальшивую организацию, только будем притворяться российской структурой, а на самом деле останемся иностранной нежелательной организацией».
Однако речь идет не только о постах в Сети, но и о уже принятом решении Роскомнадзора по запросу Генпрокуратуры заблокировать сайт, на котором ОР собирала пожертвования на свою деятельность – и в том числе на выполнение всех юридических формальностей перед регистрацией в Минюсте. Причина блокировки – на сайте якобы содержатся призывы к массовым беспорядкам. Видимо, так квалифицировано предложение к гражданам присоединиться к движению, которое «делает уличные акции, проводит лекции и участвует в выборах, чтобы изменить страну к лучшему».
Кстати, дела на активистов ОР в регионах продолжают возбуждаться – и не только административные, но и уголовные. Движение подвело статистику этой кампании по давлению на него. По словам лидера Правозащиты ОР Алексея Прянишникова, «на сегодняшний момент к административной ответственности по ст. 20.33 КоАП РФ привлекли 51 активиста из более чем 30 регионов России». Данная статья – это как раз то самое участие в деятельности нежелательной организации. Многие активисты подвергались штрафам от двух до семи раз – и теперь они потенциальные фигуранты уголовных дел, наподобие того, которое уже ведется в Краснодаре, или того, которое в феврале возбуждено в Екатеринбурге.
А новой тенденцией стало привлечение к ответственности за репосты материалов ОР в соцсетях, что по масштабу уже приближается к теперь отменяемым делам об экстремизме. Пока, заметил Прянишников, правоохранители выявляют членов движения и наиболее активных сторонников, но впереди, по его мнению, и более массовые сетевые облавы.
комментарии(0)