Адвокаты рассчитывают на возросший в последнее время законодательный авторитет Совета Федерации. Фото Льва Исраеляна (НГ-фото)
Совет Федерации месяц будет ждать от адвокатского сообщества предложений по поправкам в Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный (УПК) кодексы. Законопроект должен повысить защищенность адвокатов от давления и усилить их полномочия как равноправной стороны уголовного процесса. Защитники настаивают на введении уголовной ответственности за незаконное воспрепятствование их работе, которое сейчас обычно происходит в формате вызовов на допросы и необоснованных обысков.
На слушаниях в верхней палате парламента прошло обсуждение проблем, связанных с дефицитом прав и гарантий для адвокатуры. Появляются все новые форматы давления на защитников с целью вывести их из уголовных дел. Дошло до того, что даже более широкое распространение суда присяжных ударило по адвокатам – некоторые судьи намеренно прерывают речи адвокатов, а наиболее активных удаляют из заседания.
От адвокатуры поступило предложение поддержать конкретные поправки в УК и УПК. Например, прописать обязательность рассмотрения в судах версии разбираемых событий со стороны защиты. Речь идет и о наделении адвокатских палат правом обжаловать судебные постановления о производстве обысков, выемок и осмотров и соответствующие действия правоохранителей. Есть идея зафиксировать в УПК жесткое указание о возможности доступа адвоката ко всем материалам и предметам, которые передаются для заключения эксперту. В СФ согласились рассмотреть предложения адвокатуры, через месяц сенаторы ждут единого документа, в который должны быть сведены инициативы.
Как пояснил «НГ» президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Юрий Пилипенко, за последнее время стало больше случаев покушения на адвокатскую тайну. Если в 2017-м их было выявлено около 168, то в прошлом году – 223. Он подтвердил, что выросло и количество незаконных обысков в жилых помещениях и адвокатских кабинетах.
Практически игнорируются преступления против адвокатов – их расследование не относится к категории резонансных дел в отличие от посягательств на сотрудников правоохранительных органов и следствия, отметил член Совета при председателе СФ по взаимодействию с институтами гражданского общества Александр Линников. По его мнению, необходимы единые профстандарты для всех сторон судопроизводства.
Как рассказал «НГ» председатель комиссии профессиональных прав адвокатов адвокатской палаты Петербурга Сергей Краузе, кроме допросов у следователей и незаконных обысков есть и внепроцессуальные формы давления. Например, попытки недопуска адвоката к подзащитному без объяснения причин, выдворение из помещений отделов полиции и судов. Петербургские адвокаты подготовили два законопроекта. Один – о более четком правовом статусе представителя адвокатской палаты, расширении сферы его участия в следственных действиях. Второй – о запрете следователям вызывать адвокатов на допрос без соответствующего судебного решения. А есть и предложение предусмотреть уголовную ответственность для госслужащих за любое воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката.
Аналогичная инициатива есть в одном из региональных парламентов. Его депутат – президент адвокатской палаты Республики Башкортостан Булат Юмадилов составил поправку в ст. 294 УК «Воспрепятствование осуществлению правосудия». Как отмечено в пояснительной записке, гарантии невмешательства в ней предусмотрены лишь в отношении «деятельности суда, прокурора, следователя либо лица, производящего дознание», но адвокаты гарантий лишены.
По словам советника ФПА Сергея Макарова, многие проблемы адвокатов связаны с разными формами противодействия со стороны различных госорганов, включая правоохранительные. На слушаниях в СФ замминистра юстиции Денис Новак посетовал, что его ведомство столкнулось с трудностями при реализации ряда либеральных инициатив – например, о запрете цензуры переписки и обмена документами между адвокатами и их подопечными.
«В последнее время давление на адвокатов увеличивается в геометрической прогрессии», – подтвердила «НГ» еще один советник ФПА Елена Авакян. По ее словам, чем больше адвокатура стремится к независимости, тем отчаяннее с ней начинает бороться вся система. Например, отметила она, появилась ранее немыслимая практика прокурорских проверок адвокатского образования на предмет «правильности определения размера гонорара». Вызовы же адвоката на допросы по делу его клиента, силовое удаление адвоката из здания суда во время процесса, подчеркнула Авакян, – это обычная практика. Она приветствовала тот факт, что законодатель в лице СФ «все же склоняется к необходимости уравнять права участников судебных процессов».
комментарии(0)