Фото с официального сайта президента РФ / kremlin.ru
Президент Владимир Путин, встречаясь в День космонавтики с сотрудниками «НПО Энергомаш», в очередной раз призвал сделать «абсолютно новые шаги в развитии космической отрасли». Вице-премьер Юрий Борисов, в свою очередь, на вечере, посвященном празднику, говорил о необходимости решения задач «по восстановлению космической группировки в интересах оборонной безопасности страны».
Объективные данные свидетельствуют, что по своим функциям орбитальная группировка Вооруженных сил России во многом уступает аналогичным структурам не только США и стран НАТО, но и развивающихся государств Юго-Восточной Азии. Еще в декабре 2013 года, то есть до начала санкционных действий по отношению к РФ со стороны Запада, бывший глава Роскосмоса, председатель научно-технического совета «Ростехнологий» Юрий Коптев заявлял: «В количественном и качественном составе, особенно в области дистанционного зондирования Земли, навигации, метеорологии, спецсвязи, Россия в настоящее время уступает уже не только США и Европе, но даже Китаю и Индии. То, что мы сегодня имеем на орбите, не отвечает современным требованиям».
По словам Коптева, если законодательно не принять ряд мер по наращиванию количества и качества отечественных космических аппаратов, РФ «в ближайшие годы ожидает неприятная ситуация, когда в космосе большинство спутников будут не российского, а западного производства». Судя по всему, так и произошло.
Как утверждал в конце прошлого года гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин, отечественная орбитальная группировка в 2018 году выросла на 8 спутников и составила 156 космических аппаратов гражданского и военного назначения.
По данным сайта Union of Concerned Scientists, по состоянию на 30 ноября 2018 года у Китая на космических орбитах числилось 284 аппарата, у США – 849 аппаратов. Другим странам принадлежали 672 спутника. При этом ранее Роскосмос сообщил, что по состоянию на конец 2018 года российская орбитальная группировка спутников социально-экономического, научного и двойного назначения включает 89 аппаратов. Можно предполагать, что количество российских спутников, работающих в космосе в интересах обороны, не превышает 70–80 единиц. Подобный вывод подтверждают и данные по запускам спутников по заданию Минобороны. Из 17 космических аппаратов, запущенных в России в 2016 году, было только четыре спутника чисто военного назначения. В 2017-м из 19 аппаратовКтолько 5 запущено в интересах военного ведомства. В 2018-м из 17 запущенных спутников военных было 7. А в 2019-м из запланированных 24 запусков в военных целях будет запущено только 4 спутника.
Как сообщил чуть более года назад начальник главного центра разведки космической обстановки Воздушно-космических сил РФ полковник Андрей Калюта, в военной сфере используется около 300 иностранных космических аппаратов, которые ведут разведку оборонных объектов, экономических и научных учреждений, заводов и т.п. на территории России. Из них, по его данным, «136 космических аппаратов относятся к чисто территориально-разведывательным, 8 предназначены для обнаружения из космоса старта баллистических ракет и ядерных взрывов, 85 спутников обеспечивают военную связь, 60 – спутниковую навигацию, 14 – предназначены для метеорологического обеспечения войск. Кроме того, на орбите находится 85 военно-экспериментальных спутников».
Эти данные ни в какое сравнение не идут с количественными и качественными характеристиками орбитальной группировки военных спутников РФ. Согласно открытым источникам, РФ значительно отстает от других развитых стран в создании космических систем военной навигации и связи, дистанционного зондирования Земли, ведения визуальной и радиоразведки. Месяц назад на одном из селекторных совещаний министр обороны генерал армии Сергей Шойгу заявил, что «Россия должна создать современные военные космические аппараты, с помощью которых станет возможным получение самых точных разведывательных и картографических данных».
Это сказано, видимо, в связи с установками, которые сделал в Послании Федеральному собранию Владимир Путин. Глава государства, как известно, тогда заявил, что «кардинальные изменения в области связи, навигации, систем дистанционного зондирования Земли требуют кратного увеличения возможностей в РФ спутниковой группировки». И, по словам руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, данные установки говорят о том, что системный кризис в российской космонавтике признан официально.
Задачи восстановления космонавтики в РФ ставились и ранее. Они изложены в принятой два года назад Стратегии развития ракетно-космической отрасли. Но, как сообщали недавно СМИ, ссылаясь на экспертные источники, проблемы с импортозамещением могут затормозить обновление спутниковой группировки системы ГЛОНАСС, которая в основном сейчас работает в интересах Минобороны. Говорилось о том, что российские спутники этой системы лишь к 2030 году получат полностью отечественную электронно-компонентную базу. А значит, говорить о каких-то прорывных технологиях при таких темпах развития спутниковых группировок бессмысленно. Почти 10 лет Россия не может запустить спутниковую систему, которая предназначена для проведения геодезических измерений высокой точности.
«Более 20 лет в ВС РФ буксует создание системы космических аппаратов, предназначенных для обнаружения стартов космических ракет, запущены на орбиту лишь единицы спутников, способных вести визуальную и радиоэлектронную разведку, тогда как в странах НАТО и США их действует более сотни единиц», – отмечает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. При таком положении дел, считает генерал, военные угрозы, связанные с началом «звездных войн», для России возрастают.
комментарии(0)