Две модернизированные субмарины «Ясень» флот получит уже в ближайшее время. Фото с сайта mil.ru
Правительство опубликовало проект федерального бюджета на 2020–2022 годы. Уже сейчас понятно, что радикальных изменений в области финансирования сферы обороны в ближайшие три года не предвидится. СМИ обратили внимание на то, что «расходы Минобороны РФ на будущий год вырастут всего на 6,6%». В основном увеличение связано с инфляцией и социальными расходами. Значит, российское руководство не будет втягиваться в гонку вооружений, которую провоцируют США, планируя «звездные войны» и игнорируя договоренности по ограничению стратегических наступательных вооружений.
Ранее заместитель министра обороны Татьяна Шевцова заявила, что «доля расходов на национальную оборону имеет тенденцию к снижению». По ее словам, «в 2018 году расходы на оборону составили 3,2% от валового внутреннего продукта (ВВП), в 2019 и 2020 годах составят 2,9%». Это снижение, по ее мнению, вызвано тем, что «пик расходов в рамках Гособоронзаказа (ГОЗ) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) пройден и мы переходим на серийные поставки вооружений».
Даже в условиях снижения военного бюджета на закупки вооружений ежегодно тратятся колоссальные суммы. По словам Шевцовой, 50% ежегодных расходов Минобороны – инвестиции в оборонно-промышленный комплекс (ОПК): «Это более 1,5 трлн руб.». Для сравнения: в проекте бюджета-2020 на все здравоохранение планируется направить почти в два раза меньше – 841,852 млрд руб. В подобных пропорциях финансируются и другие важные для населения и экономики статьи бюджета.
К примеру, финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2020 году планируется в размере 290,134 млрд руб. (то есть более чем в пять раз меньше величины расходов на выполнение ГОЗ), а бюджет федеральной космической программы на 2020 год представляет вообще «мизер» – 111,393 млрд руб. (это более чем в 10 раз меньше величины ГОЗ).
Данных о том, какая сумма будет потрачена на ОПК в 2020-м и последующих годах, в открытом доступе нет. Но она, видимо, мало будет отличаться от показателей, о которых сказала Шевцова. Как известно, российское военно-политическое руководство уверено, что поддерживает военный паритет с США. А тратит на нужды национальной обороны в сравнении с Пентагоном суммы более чем в 10 раз меньшие. Кремль в последнее время пытался демонстрировать это наглядными примерами.
Скажем, в мае 2019 года президент Владимир Путин принял решение увеличить объемы закупок истребителей 5-го поколения с 16 до 76 «за счет снижения их себестоимости на 20%». Каким образом это произойдет, никто не объяснил. Но пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уверял СМИ, что «это произойдет без увеличения в целом бюджета, то есть за счет повышения эффективности производства».
По аналогичным формулам в июне 2019 года на подмосковном форуме «Армия-2019» было объявлено о заключении 46 государственных контрактов между военным ведомством и 27 оборонными предприятиями на сумму более 1 трлн руб. Контракты, в частности, предполагают поставку в армию и на флот четырех подводных лодок (две атомные проекта «Ясень-М» и две дизельные проекта «Лада»), почти 100 ударных вертолетов Ми-28НМ и других видов вооружений.
Правительство в бюджете-2020 озаботилось и решением некоторых острых социальных проблем военнослужащих. Сообщается, что Минобороны в будущем году более чем на 20% увеличит расходы на выплаты пособий членам семей военных, погибших или получивших инвалидность вследствие военной травмы. По сравнению с параметрами ГОЗ это совсем небольшие деньги. Всего по этой статье – около 7 млрд руб. В 2019 году расходы на те же цели составляли 5,756 млрд руб.
Год назад глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев сообщил, что за время военной операции в Сирии погибли 112 российских военнослужащих. В этом же году в Минобороны сообщили о гибели еще нескольких военнослужащих. При этом официальной статистики по раненым офицерам и солдатам в открытом доступе не имеется. Увеличение расходов в бюджете на помощь таким людям говорит о том, что численность их увеличивается.
Проблема не только в увеличении финансовых компенсаций для них, но и в получении другой социальной помощи. «Бывшие военнослужащие, получившие травмы, увечья и заболевания в период прохождения ими военной службы, у которых нет выслуги 20 лет, испытывают значительные проблемы с лечением в военно-лечебных учреждениях (ВЛУ), – сказал «НГ» председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих (ОПСВ) капитан 1 ранга Олег Шведков. – В ВЛУ, как известно, более качественное лечение, но в них молодого больного отставника могут принять, а могут и не принять».
Ряд общественных организаций, в том числе и ОПСВ, предлагали внести в закон «О статусе военнослужащего» поправку, позволяющую таким людям на равных правах с ветеранами военной службы лечиться в ВЛУ. Но Минфин выступил против. «Вот и получается, что многие молодые офицеры и солдаты-контрактники, получившие травмы и ранения в Сирии или других горячих точках и уволенные из армии, могут оказаться в ситуации, когда им откажут в лечении в военных госпиталях», – отмечает Шведков. А в бюджете страны лечение таких людей за счет Минобороны не предусмотрено.
Шведков также обращает внимание на недостаточное индексирование денежного довольствия (ДД) военнослужащих: «Минобороны отмечало, что в 2020 году ДД военных планируется проиндексировать на 3,8%. Это очень мало. Ранее в течение более пяти лет зарплата служивых людей не индексировалась. Сейчас офицеры и солдаты-контрактники, по оценкам экспертов, имеют практически тот же материальных уровень, что до повышения его в 2012 году». По-прежнему большинство офицеров и прапорщиков следуют к месту проведения отпуска за свой счет, хотя ранее это делалось за счет государства. Офицеры и их семьи не имеют возможности на льготных условиях лечиться в военных санаториях и домах отдыха. И компенсации для этого в проекте бюджета на ближайшую трехлетку не предусмотрены.
Таким образом, в проекте оборонного бюджета на будущий год заложены значительные ресурсы для закупок боевой техники и вооружений, но, как и прежде, исключены или крайне ограничены средства на решение социальных проблем военнослужащих.
комментарии(0)