Максим Резник «расстается» с Оксаной Дмитриевой из-за политических разногласий. Фото с сайта Законодательного собрания Санкт-Петербурга
По информации «НГ», депутат Заксобрания Петербурга от Партии роста Максим Резник разрывает с ней отношения. Он обвиняет лидера фракции Оксану Дмитриеву в подыгрывании Смольному. Резник уверен, что оппозиции предстоит радикализация для соответствия протестным настроениям в обществе. Похоже, именно поэтому Кремль в контексте кампаний 2020 и 2021 годов в гордумы, заксобрания регионов и, наконец, Госдуму уже ищет способы для нейтрализации электорального потенциала несогласных. Сообщения о появлении среди будущих кандидатов новых лиц технократической направленности как раз об этом. Эксперты сомневаются, что один только фактор новизны переломит запрос граждан на «защитников народа» – всякого рода прогрессистов и даже популистов.
Кроме заявления на имя спикера Заксобрания Вячеслава Макарова об отставке «по собственному желанию» с поста главы комиссии по культуре Резник меняет и партийную принадлежность. Как он пояснил «НГ», «в ситуации, когда через должность пытаются повлиять на мою политическую позицию, я должен был сделать выбор».
Резник напомнил, что любая должность в Заксобрании – это номенклатура парламентского большинства. «Я получил эту должность от Макарова и не раз был готов к отставке, но до этого меня должностью никто не шантажировал и не принуждал впрямую отказаться от моей политической позиции. Теперь времена полутонов прошли – власть зверствует, народ все больше протестует, так что надо определяться, с кем ты», – заявил Резник. При этом он подтвердил информацию, что разрывает отношения с Партией роста и уже сидит в Заксобрании без партийного флажка.
По его словам, во время предвыборной кампании конфликты с Дмитриевой были не к месту, хотя расхождения с ней начались уже тогда. «У нас был естественный союз при Полтавченко, но он закончился с приходом Беглова, которого поддержала Дмитриева.
При первом моем столкновении с Бегловым Дмитриева упрекнула меня: мол, «не надо было спорить с ветеранами». Но история с мундепом Швецом, когда он сперва снял портреты Путина и Беглова, а потом повесил, стала и вовсе знаковой. Сейчас время такое: надо либо снимать портреты, либо вешать. Я все снял. Я не хочу ассоциироваться с Партией роста при решении главной политической задачи – выборов в Заксобрание в 2021 году», – подчеркнул Резник. Он считает, что надо «и дальше колыхать и теребонькать», потому что если ситуация в стране не поменяется, то независимых кандидатов просто перестанут допускать в политику.
В Сети уже появилась информация, что на предстоящих в ближайшие годы выборах в городские и региональные парламенты и, конечно, Госдуму власть решила применить подход, сработавший на последних губернаторских кампаниях. Как написал, скажем, РБК, ставка будет сделана на новые лица с безупречной репутацией. При этом, похоже, все-таки не должно быть прямой ассоциации с «Единой Россией». В одном из интернет-постов по этому поводу было сказано так: «Никакой пощады для антирейтинговых народных избранников, что сумели состариться в парламентских креслах, просиживая штаны несколько пятилеток подряд. Их придется «зачистить», несмотря на все связи, аппаратный вес и влиятельных покровителей. Дорогу – армии молодых депутатов-технократов из низового чиновничества и среднего бизнеса».
Любопытными выглядят в этом контексте слова первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко. Он, с одной стороны, заявил, что конкурс управленцев «Лидеры России» не ставит своей целью найти новых перспективных политиков перед выборами в Госдуму 2021 года. Но, с другой стороны, пояснил: «Были такие идеи, посмотрим. Но пока все-таки моя точка зрения заключается в том, что политическое лидерство должно проявляться в процессе реальной политической деятельности». Он сказал это, отвечая на прямой вопрос, ищет ли власть среди этих «лидеров России», например, будущих кандидатов в депутаты по одномандатным округам.
Кириенко, кстати, подчеркнул, что в политике открытые механизмы для роста уже есть: они начинаются с муниципальных выборов, а продолжаются выборами в заксобрания, гордумы региональных столиц, выборами мэров городов и губернаторов, выборами депутатов ГД. «Я считаю, что с точки зрения политики главный фактор – это все-таки доверие людей, способность защищать интересы людей», – заметил Кириенко.
Поскольку он, по сути, как бы признал озабоченность власти поиском подходящих кадров и для политической сферы, то следует определить причину этой озабоченности. И здесь стоит обратить внимание на фразу Кириенко о «защите интересов людей». Судя по всему, в Кремле понимают, что на любых парламентских выборах кандидатам от власти предстоит нелегкое противостояние именно с такими «защитниками», то есть популистами, чаще всего левых взглядов, которые свои электоральные шансы станут выстраивать на росте протестных настроений людей. «НГ» спросила экспертов, каковы у власти перспективы успеха, если она решит нейтрализовать оппозиционеров с помощью тактики выдвижения молодых технократов с новыми лицами.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что к депутатам у избирателей в отличие от губернаторов другие требования и критерии. При этом он подтвердил, что сейчас в обществе востребованы не столько технократы-управленцы, сколько защитники народа. «К сентябрю 2021 года протестные настроения не уйдут, а скорее усилятся. Поэтому народу нужен будет «трибун», тот, кто в Древнем Риме защищал права плебеев перед патрициями», – заметил эксперт. Поэтому и Кремль станет искать ответ в среде, которая перпендикулярна власти: «Это могут быть общественные активисты в округе, возможно, депутаты муниципалитетов, кто эффективно работает с жителями и известен людям». При этом Макаркин напомнил, что у власти всегда есть в резерве еще и артисты, космонавты, телеведущие и прочие медийные фигуры.
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов, который «Лидерам России» как раз и преподает, сказал «НГ», что «там технократов мало, там гуманитарии, поэты, музыканты». По его словам, «обновление, оживление и омоложение в законодательной власти нужно, но не за счет именно технократов, а за счет талантливых и образованных, необязательно молодых людей, которые умеют работать с людьми». При этом, по мнению Куртова, действительно, часть кандидатов может выйти из «Лидеров России», а часть – из того же среднего бизнеса и низшего чиновничества. Но он напомнил, что даже если власть захочет глобального обновления палитры кандидатов, то это желание натолкнется на интересы региональных элит и личные интересы политиков. Например, молодежи придется пройти через партийные праймериз, где нередко побеждают не те, кого хотели бы в Кремле. И Куртов считает, что не стоит противопоставлять, скажем, тех же технократов левой повестке, потому что и повестка, и личности кандидатов должны быть интересны людям. Он, кстати, сомневается в дальнейшем росте популярности левых настроений: «Говорить о том, что людей защитит государство, будет просто неэффективно во время выборов, левая повестка в нашей стране порядком себя дискредитировала. Скорее всего будет популярна прогрессивная и популистская позиция. Примерно такая: мы знаем, что надо сделать и какими шагами этого достичь».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заявил «НГ», что «молодых управленцев на все кампании не хватит, так же как и всех «лидеров России». Эксперт скептически отнесся к идее радикальной замены старых кандидатов власти на молодых технократов хотя бы потому, что последние пока себя никак не проявили. «Поэтому нашим выборам поможет кардинальная избирательная реформа: введение избрания только по одномандатным округам, возвращение графы «против всех» и т.д.», – считает Мухин.
комментарии(0)