Фото сайта zalivkerch.com
Военно‑политическое руководство РФ определилось с параметрами корабельных группировок, которые будут применяться для решения вопросов обороны и безопасности страны. СМИ сообщили, что в будущем году на одном из крупнейших в Европе судостроительном заводе «Залив», расположенном на побережье Керченского пролива, планируется заложить два универсальных десантных корабля (УДК) водоизмещением 25 тыс. т. Официальных подтверждений этой информации пока нет.
В свое время Россия решила купить у Франции УДК (вертолетоносцы) типа «Мистраль». Опыта строительства подобных кораблей у РФ не было. Такие типы десантных кораблей, как следует из опыта флотов США и других стран НАТО, крайне необходимы при решении задач в локальных и иных конфликтах на приморских театрах военных действий (ТВД).
Это подтвердил опыт боевых действий во Вьетнаме, Ираке и т.д. В США построено более 10 единиц УДК, в Китае уже заложены и готовятся к эксплуатации три вертолетоносца. Россия, которая имеет самые протяженные в мире морские границы, не имеет ни одного УДК. Но в подобных кораблях, конечно, нуждается.
Поэтому впервые в истории постсоветской России Москва в 2011 году подписала с Парижем контракт, по которому Франция построила для ВМФ РФ два «Мистраля». Каждый из них был способен разместить на своем борту до 30 вертолетов различного класса – 16 тяжелых или 32 легких вертолета Ка‑52К и Ка‑29 или Ка‑27М. Корабли этой серии, которые были предназначены для управления и массового десантирования боевых подразделений с моря на сушу по воздуху или с помощью боевых плавающих средств, были построены уже к 2014 году. Два других «Мистраля» по договору с Парижем Москва по французским технологиям должна была построить сама. Но эти проекты в связи с «крымскими событиями» так и не реализовались. Контракты с РФ в 2015 году были расторгнуты. Технологии и документация строительства вертолетоносцев так и не были переданы окончательно РФ. А построенные для ВМФ России «Мистрали» Франция продала Египту.
Теперь РФ собирается строить УДК по своим проектам. Как сообщал еще в 2015 году советник гендиректора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Валерий Половинкин, в «России разработана программа постройки десантных кораблей, превосходящих по своим характеристикам французские «Мистрали». Этот проект называется «Прибой». На форуме «Армия‑2018» Крыловский центр представил макет такого корабля. Назывались его различные параметры по количеству личного состава, вертолетов и боевой техники, которые он мог транспортировать. 17 ноября СМИ сообщили о том, что «ВМФ выдал тактико‑техническое задание на постройку двух УДК, которые собираются заложить в мае 2020 года на крымском заводе «Залив». Каждый будет иметь водоизмещение около 25 тыс. т и длину около 220 м. Этот корабль «сможет нести более 20 тяжелых вертолетов, получит доковую камеру для десантных катеров и будет способен перевозить до двух усиленных батальонов морской пехоты общей численностью около 900 человек».
Такие параметры УДК почти полностью соответствуют тактико‑техническим характеристикам «Мистралей», которые Франция построила для России. Правда, у РФ пока нет тяжелых вертолетов, которые можно было бы транспортировать в УДК. Ка‑52К («Катраны») со складывающимися лопастями, которые еще более 10 лет в РФ назад начали разрабатываться и производиться для размещения на французских «Мистралях», еще не приняты на вооружение. Все эти «Катраны», кстати, проходят «модернизацию» для продажи их Египту.
Трудности и проблемы не заслоняют главного. Во‑первых, впервые в постсоветской военно‑промышленной истории готовится к производству новый класс боевых универсальных десантных кораблей, которые помогут более эффективно реализовать геополитические интересы страны. Как сказал «НГ» военный эксперт генерал‑лейтенант Юрий Неткачев, «Мистрали», которые Франция строила для РФ, были укреплены специальными стальными плитами для обеспечения прохода УДК в арктических широтах. Подобные тактико‑технические характеристики, конечно, будут заложены и в проекте УДК «Прибой». «Арктика становится для России стратегическим объектом обороны. Это по фронту самый большой в мире объект обороны. И оборонять его можно будет эффективно только с помощью мобильных боевых средств, в том числе и с использованием десантных кораблей, на которых будут размещаться вертолеты, катера на воздушной подушке, морская пехота и т.п.», – отметил эксперт.
Во‑вторых, строительство российских «Мистралей» скорее всего будет вестись на керченском судостроительном заводе «Залив», который подпадает под санкции Запада в связи с «отторжением» Россией Крыма. Это уникальный завод. Он во времена СССР строил супертанкеры и фрегаты для ВМФ страны. Именно на стапелях этого завода был построен флагман украинских Военно‑морских сил «Гетман Сагайдачный». И после присоединения Крыма к РФ на предприятии строятся военные корабли. И, видимо, не случайно глава Республики Крым Сергей Аксенов считает, что «Залив» способен производить все типы кораблей, включая авианосцы. В условиях санкций это лучший вариант для реализации Россией своих оборонно‑промышленных целей и создания новых видов вооружений.
комментарии(0)