В Кейптауне тепло встретили корабли ВМФ России и ВМС Китая. Фото с сайта www.news.cn
К югу от Кейптауна у мыса Доброй Надежды в четверг стартовала активная фаза военно-морских учений с участием кораблей Южно-Африканской Республики (ЮАР), Китая и России. Это первые в истории военных флотов названных стран маневры, которые получили условное название MOSI. И, как сообщает пресс-служба Северного флота (СФ), главная цель маневров – «обеспечение безопасности судоходства и морской экономической деятельности».
ЮАР, КНР и РФ входят международное сообщество БРИКС. И в таком аспекте военно-морское сотрудничество этих стран для выполнения экономических целей вполне оправданно. После вступления ЮАР в БРИКС в 2011 году эта самая развитая страна Африки особо интересует Китай, который намерен сделать ее своей главной опорной точкой на континенте. Значительные виды на ЮАР имеет и Россия, о чем президент Владимир Путин заявил в октябре в Сочи на первом форуме Россия–Африка, встречаясь с главой ЮАР Сирилом Рамафозой.
Маневры, которые проходят у берегов ЮАР, по первому впечатлению не выглядят масштабными. По данным южноафриканских ВМС, в них задействованы российский ракетный крейсер «Маршал Устинов», китайский ракетный фрегат Weifang, фрегат ВМС ЮАР SAS Amatola, гидрографическое судно SAS Protea и корабль обеспечения SAS Drakensberg. Но они имеют важное прикладное значение, поскольку учения, которые продлятся до 30 ноября, проходят на стыке Атлантики и Индийского океана, где проложены важнейшие мировые судоходные пути. Не случайно участники маневров, как сообщает пресс-служба СФ, отрабатывают «противопиратские и антитеррористические операции на море, а также действия по оказанию помощи потерпевшим бедствие».
В рамках морской фазы учений MOSI будут проводиться учебные стрельбы, отрабатываться перекрестные посадки палубных вертолетов на корабли, операции по высадке десанта на борт другого корабля для досмотра. Сообщается, что российские, южноафриканские и китайские военные моряки провели тренировку по связи. А морские пехотинцы отработали эпизод учения по освобождению захваченного условными террористами судна. Заметим, что «Маршал Устинов» вышел из Североморска 3 июля, до прибытия к берегам ЮАР побывал на Балтике, несколько месяцев выполнял задачи в Средиземноморье, а в последнее время находился «в промысловой зоне Западной Сахары и Мавритании для защиты крупнотоннажного промыслового флота».
Как известно, корабли ВМФ России постоянно присутствуют в акватории Африканского континента – для охраны гражданских и торговых судов. Для ВМС Китая – это относительно новая задача. Как отмечает South China Morning Post, КНР только стремится «стать океанской державой». Присутствие китайских военных кораблей в Индийском океане впервые было обозначено два года назад, и вот теперь фрегат КНР участвует в первых совместных учениях с Россией и ЮАР. Как отметил руководитель китайской группы, помощник начальника штаба ВМС НОАК Лю Цзунчэн, задача ВМС КНР – продемонстрировать готовность работать с партнерами для устранения угрозы на море, сохранения мира и безопасности и создания «морского сообщества с общей судьбой».
Стремление Китая к силовому взаимодействию с традиционными партнерами в мировом океане прослеживается не только на учениях в акватории Южной Африки. Как сообщил 27 ноября командующий ВМС Ирана контр-адмирал Хоссейн Ханзади, Россия, Иран и Китай в ближайшее время проведут совместные военно-морские учения в северной части Индийского океана. О подобных маневрах с участием Москвы и Тегерана Ханзади уже заявлял летом этого года (см. «НГ» от 30.07.19). Теперь, как выясняется, к маневрам подключатся ВМС КНР. Правда, ни Москва, ни Пекин пока официально не подтвердили свое участие в данных учениях. При этом Ханзади уточняет, что совместные учения военных флотов Ирана, РФ и КНР пройдут к югу от границ его страны «в рамках военно-морского симпозиума стран региона Индийского океана. Цель маневров – укрепление координации военно-морских сил и обеспечение безопасности в северной части Индийского океана».
Ранее российские СМИ сообщали, что для участия в маневрах вблизи берегов Ирана 1 октября из Балтийска вышел отряд кораблей Балтийского флота (БФ) в составе сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» и судов обеспечения – морского буксира «Виктор Конецкий» и танкера «Ельня». Корабли БФ уже прошли Суэцкий канал и находятся в акватории Красного моря, взяв курс на Индийский океан. Их участие в предполагаемых маневрах пройдет в две фазы: «Береговая фаза пройдет в индийском порту Мармагао (город Панаджи) с 10 по 15 декабря, морская – с 16 по 19 декабря в северной акватории Индийского океана».
В то же время уже сейчас недалеко от района проведения этих предполагаемых учений расположилась американская авианосная ударная группа во главе с атомным авианосцем USS Abraham Lincoln. В состав группы помимо авианосца входят ракетный крейсер Leyte Gulf, а также ракетные эсминцы Bainbridge, Nitze и Mason. На борту авианосца находится около 70 самолетов и вертолетов, в том числе 48 многоцелевых истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Hornet.
«На фоне осложнения ирано-американских отношений это не лучшее соседство, – считает председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих капитан 1 ранга запаса Олег Шведков. – Мы не знаем сейчас, какие конкретно военно-морские силы от КНР и Ирана будут участвовать в маневрах вблизи Персидского залива. Но мы помним, как летом этого года именно американский универсальный десантный корабль Boxer сбил там иранский беспилотник. А до этого силы ПВО Ирана уничтожили американский дрон. Такие инциденты при значительной концентрации военно-морских сил могут привести к вооруженному конфликту, в который будут втянуты не только иранские силы. В таком случае, учитывая потенциал ВМС США, сосредоточенный в регионе, единственный российский боевой корабль, который там может находиться, будет уничтожен в считаные минуты».
комментарии(0)