Госдума оперативно приступила к принятию президентских поправок. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Госдума 23 января проведет первое чтение проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». С данной инициативой 20 января выступил президент Владимир Путин, таким образом оформив соответствующие тезисы своего Послания Федеральному собранию от 15 января. Этот законопроект, судя по всему, противоречит процедуре принятия поправок к главам 3–8 Основного закона, которая требует отдельного внесения не связанных друг с другом изменений. В названии законопроекта применен отсутствующий в Конституции термин, что тоже не соответствует специальному закону № 33-ФЗ от 04.03.1998. А звучащие в Госдуме и Совете Федерации заявления о корректировке текста ко второму чтению меняют практику рассмотрения таких актов, не предусматривающую их дополнения. Похоже, что власть, пойдя на авральную правку Основного закона, вынуждена отступать от юридических процедур.
Совет Госдумы 22 января принял решение выделить для обсуждения президентского законопроекта больше времени, чем обычно. Как объяснил спикер нижней палаты Вячеслав Володин, многие депутаты хотели бы выступить в ходе рассмотрения. Уже запланировано, что каждая фракция задаст по три вопроса, но у «Единой России», как самой большой из них, будут дополнительные возможности для высказывания своего мнения.
При этом Володин заметил, что дискуссия по законопроекту продолжится и в рамках второго чтения, когда и депутаты, и сенаторы, и другие субъекты законодательной инициативы смогут вносить свои уточнения. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, например, уже публично огласила требование расширить перечень должностей, которые не могут занимать лица, обладающие двойным гражданством и имеющие какую-либо устойчивую связь с заграницей. Матвиенко дала поручение проработать этот вопрос почему-то международному комитету СФ. Причина, впрочем, выяснилась сразу. «Есть факты получения зарубежного гражданства и вида на жительство, в том числе и дипломатами. Недостаточное внимание к этой проблеме может дорого обойтись нашему государству. Особенно с учетом нынешней непростой международной обстановки», – заявила председатель верхней палаты.
Напомним, что о возможных дополнениях к президентской инициативе уже высказывался и сопредседатель рабочей группы по поправкам к Конституции – глава комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников. Например, он считает возможным расписать «лестничный» порядок вступления в силу тех или иных новаций от Путина, поскольку многие из них, дескать, требуют переходного периода. Да и в заключении профильного комитета делается вывод, скажем, об отсутствии ясности с отдельными аспектами взаимоотношений между Госдумой, правительством и президентом.
К сожалению, «НГ» вынуждена констатировать, что все эти заявления о дошлифовке президентской инициативы как минимум сформулированы недостаточно корректно. А как максимум – они противоречат положениям специального закона № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 04.03.1998, а также практике рассмотрения конституционных изменений, которую сама нижняя палата и выработала в 2008 и 2014 годах.
Некорректность таких заявлений заключается в том, что статья 134 Конституции говорит о праве предлагать ее изменения только президенту, в целом ГД и СФ, а также группам сенаторов и депутатов в количестве не менее 90 человек. И при обсуждении в ноябре 2008 года законопроекта тогдашнего президента Дмитрия Медведева об увеличении срока полномочий главы государства и Госдумы было решено, что никакие местные поправки к официальной поправке вносить недопустимо. Мол, это вообще-то не принятие рядового проекта, а по сути, одобрение инициативы президента. Бывший в то время главой профильного комитета депутат Владимир Плигин заявил, что это запрещает делать и процедурный закон, и постановление Конституционного суда от 31.10.95. Отрывок из соответствующей стенограммы заседания Госдумы опубликовал Telegram-канал «Выборы, всем ЦЫК!». «НГ» проверила и убедилась, что слова Плигина из стенограммы соответствуют действительности. Кстати, аналогичный подход – молчи и голосуй – был применен и в мае 2014 года, когда Госдума приняла поправку о праве президента назначать в СФ «сенаторов от Российской Федерации», не привязанных к какому-то региону.
Стоит отметить, что в самом комитете Крашенинникова, видимо, понимают всю сложность нынешней ситуации. Очевидно, что законопроект Путина составлен весьма неряшливо, вроде бы там действительно надо кое-что поменять – и достаточно кардинально. С другой стороны, непонятно, удастся ли получить на это разрешение от начальника Государственно-правового управления президента Ларисы Брычевой. Неуверенность депутатов косвенно доказывает тот факт, что в базе Госдумы представлено два заключения профильного комитета. В одном говорится, что никаких замечаний нет, а вот в другом они как раз и изложены. Но самое главное, что эти документы дают выход на тот самый специальный закон о процедуре конституционных изменений, в которую инициатива Путина, похоже, не укладывается.
Например, первое заключение комитета констатирует, что формальные требования к такому виду акта, как проект закона о поправке к Конституции РФ, соблюдены. Но во втором подспудно дается понять, как президентская инициатива на самом деле должна быть оформлена. Дело в том, что процедура требует отдельного документа для каждого из предлагаемых изменений или же совокупности связанных друг с другом правок. В бумаге от Крашенинникова поправка и разделена на пять блоков. А Кремль, как известно, настаивает на пакетном утверждении.
Еще одна претензия есть и к самому названию законопроекта Путина – «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Последнего термина в Конституции нет, как известно, он только туда и вводится. Между тем в статье 3 процедурного закона говорится, что «закон РФ о поправке… получает наименование, отражающее суть данной поправки». Понятно, конечно, что отразить суть непонятного никак невозможно.
Первым обратил внимание на сомнительность соблюдения положенной процедуры электоральный эксперт Андрей Бузин. Он написал в Сети, что требования к оформлению инициатив в отношении Основного закона закреплены в специальном акте неспроста. «Малые изменения в конституции обладают эффектом мультипликатора: они могут привести к значительным сдвигам в правоприменении и в жизни людей. Поэтому конституции меняют осторожно и медленно, если, конечно, речь не идет о конституционных переворотах, когда конституции меняют «пакетом», – заявил Бузин. К этому высказыванию трудно что-то прибавить. И когда эксперт указывает на то, что вообще-то процедура не предусматривает норм по порядку утверждения предлагаемых поправок, тут тоже нечего обсуждать. Имея в виду примененный термин «общероссийское голосование», которого нет ни в Конституции, ни в одном законе, можно лишь заметить, что это, похоже, только дополнительное подтверждение высказанного Бузиным предположения о сути разворачивающихся после 15 января событий.
комментарии(0)