В избиркомах жалуются на низкокалорийность школьного питания. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Члены участковых избирательных комиссий (УИК) обращают внимание на незначительный объем финансирования их деятельности. За труд в ходе выборных кампаний им платят копейки, остальные выплаты и уровень материального обеспечения настолько низки, что даже канцтовары порой приходится покупать за свой счет. Как подтвердили «НГ» эксперты, профессиональным и при этом независимым избиркомам трудно появиться в условиях мизерных зарплат и тотального контроля со стороны административных властей.
Как сообщили «НГ» в движении «Гражданская солидарность», к ним поступают обращения от членов комиссий с жалобами на плохую ситуацию. В одном из таких писем, скажем, утверждается, что многое в ходе кампаний приходится «организовывать самостоятельно, да еще и за свой счет».
Например, руководящие тройки избиркомов – председатель, зампред и секретарь – не обеспечиваются оргтехникой и расходными материалами в подготовительный период перед выборами, так что приходится использовать личные ресурсы. Даже канцтовары выдаются по минимуму и лишь с начала работы всей комиссии, то есть за 10 дней до голосования. Поэтому чаще всего всякие степлеры, скотчи, калькуляторы, приспособления для сшивания документов, маркеры для заполнения увеличенной формы протокола и пр. закуплены заранее и оплачены в складчину. Не компенсируют членам избиркомов расходы на мобильную связь и интернет, которыми они активно пользуются и при подготовке к выборам.
«Большие проблемы с организацией питания. Значительное число участков находится в школах, но там столовые открываются с 1 сентября, а УИКи работают с середины августа», – пояснили «НГ» в «Гражданской солидарности». В день выборов избиркомы получают сухой паек, но это, как правило, кофе с печеньем. В школьных же столовых предлагают «порцию среднеклассника», когда на завтрак сосиска с горошком, а на обед – витаминный салат и небольшая котлета.
Председатель «Гражданской солидарности» Георгий Федоров напомнил «НГ», что голосование по поправкам к Конституции будут проводить те же участковые избиркомы, а поэтому уже сейчас стоит обратить внимание на условия труда рядовых организаторов выборов. «Мало кто обращает внимание на оплату их труда. Знаете, сколько получает председатель УИКа за избирательную кампанию в благополучной Москве? Примерно 20 тыс. руб. в лучшем случае. Зампред и секретарь – немногим больше 12 тыс. руб. И это не месячная зарплата, а разовая выплата за все – с учетом работы в выходные дни и премии», – подчеркнул он. Рядовые же члены комиссий вообще получают, по сути, чисто символические деньги. Понятно, что в большинстве регионов зарплаты гораздо ниже столичных, при этом оплата труда в территориальных комиссиях тоже невысока. Однако, по словам Федорова, мизерная оплата труда в избиркомах при достатке у власти денег – это не единственная проблема.
Как сказал «НГ» профессор кафедры конституционного и муниципального права Высшей школы экономики Илья Шаблинский, необходимо «серьезно изменить и процедуру назначения членов комиссий, и порядок их финансирования». Сейчас, по его мнению, видны две основные проблемы политико-правового свойства. Это полная зависимость комиссий от администраций всех уровней и процедура формирования избиркомов, «не оставляющая никакой возможности для влияния на них не со стороны госорганов и партии власти, а общественности и оппозиции». В настоящий момент, напомнил Шаблинский, половину членов региональных комиссий назначает губернатор, а УИКи формируются, в частности, на основе предложений муниципального совета, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, то есть «это люди, тесно связанные с властью либо просто четко выполняющие ее волю». Что касается низких зарплат, то эксперт подтвердил, что «слышал совершенно смешные цифры», но заметил: «В ходе выборных кампаний им могут платить надбавки – и их платят, если четко исполняются установки начальства».
На местах у людей действительно нет особого желания работать в избиркомах, пояснил «НГ» член президентского Совета по правам человека Александр Брод. И из-за отсутствия необходимого финансирования, и потому, что комиссии подвержены давлению со стороны ряда политических и административных структур. Они дают установки, но вся ответственность за фальсификации ложится на членов комиссий, сами же заказчики остаются не видны. «Это говорит о том, что людей либо запугивают, либо чем-то мотивируют. Беззащитность и неспособность сопротивляться манипуляциям извне, но при этом полная публичная ответственность – вот что характеризует участковые избирательные комиссии России. И поэтому в регионах их все сложнее формировать», – подчеркнул эксперт.
Брод также констатировал низкий уровень подготовки членов избиркомов: несмотря на постоянное их обучение, они продолжают совершать ошибки в протоколах подсчета голосов, по-прежнему не умеют взаимодействовать с наблюдателями и представителями СМИ. Вышестоящие же комиссии – территориальные и региональные – не умеют работать с информационными потоками. Например, не противодействуют многочисленным вбросам непроверенной и фейковой информации о собственной работе. Отметил Брод и общее неумение всех комиссий работать с жалобами и обращениями граждан.
комментарии(0)