Фото сайта grrf.ru
Правозащитники начали требовать освобождения максимального количества обитателей спецучреждений временного содержания иностранных граждан (СУВСИГ). Сейчас все границы закрыты, то есть отправить этих людей на родину невозможно, а это значит, что их пребывание за решеткой становится незаконным. Однако из-за коронавируса и просто так выпустить их на свободу было бы опасно. В общем, правозащитники засомневались, но все-таки напомнили, что подходить избирательно к вопросам выдворения власти обязаны в соответствии и с международными соглашениями, и постановлениями Конституционного суда (КС) РФ.
Правозащитниками зафиксировано немало случаев, когда иностранцы сидят в СУВСИГах, по сути, годами, хотя по закону их не могут содержать там более двух лет. Делается это так: когда подходит крайний срок, человека выпускают – и тут же ловят, после чего начинается новый отсчет, пояснили эксперты.
Между тем эти иностранные граждане не совершали преступлений, свободы они лишены лишь потому, что были признаны «нежелательными» для РФ. И чаще всего из-за несоблюдения ими различных миграционных правил и сроков. При этом значительная часть – это так называемые ЛБГ, то есть лица без гражданства. На днях один из них в СУВСИГе Костромской области зашил себе рот в знак протеста. У человека статус ЛБГ, а на руках справка о том, что он выписан из Узбекистана в РФ и что тут у него есть семья. И, кстати, в 2017 году КС запретил выдворять из России тех ЛБГ, которых не принимает ни одна из других стран, также суд призвал «учитывать семейные связи» таких людей.
Как отмечают правозащитники, у некоторых сидельцев есть и деньги на выезд из страны, но сейчас из-за карантинных мер им придется сидеть в неволе. Так что ряд экспертов, ссылаясь и на опыт других государств, где такой контингент стали освобождать, требует максимальной разгрузки переполненных СУВСИГов, где «нет возможности организовать полноценную систему защиты, социальную дистанцию и эффективную медпомощь».
Но есть среди правозащитников приверженцы и альтернативного мнения: мол, не всем такое освобождение пойдет на пользу. У части обитателей СУВСИГов нет документов, денег и родственников в России. Поэтому, выйдя на свободу они, очевидно, пополнят ряды нелегалов, а стало быть, потенциальных разносчиков коронавируса. В СУВСИГах же их бесплатно кормят, поят и, главное, контролируют, заявила «НГ» правозащитница Галина Рагозина. То есть она настаивает на применении избирательного подхода.
«Отпускать, конечно, надо», – заявил, в свою очередь, «НГ» член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин. По его подсчетам, сейчас в СУВСИГах находится около 10 тыс. человек, 90% которых – это вполне социализированные люди, «им есть куда идти и чем заняться». По словам Бабушкина, это не заключенные и в основном не правонарушители, а лишь «жертвы безумия российского законодательства». Он уверен, что спецприемники – «это лишний институт, на который уходит слишком много денег налогоплательщиков, а толку в нем нет».
Бабушкин напомнил, что при создании СУВСИГов власти обещали «цивилизованное» обращение с их обитателями. Но этого не получилось: единого распорядка нет, правила устанавливаются на местах, а отсюда злоупотребления и коррупция. У сидельцев часто нет доступа к телефонам, телевизорам, спортивным площадкам – то есть они не могут вести обещанный полноценный образ жизни. Также, по словам правозащитника, у чиновников нет желания разбираться с теми, у кого проблемы с документами, особенно с ЛБГ. Хотя им вроде бы обещали выдавать справки, на основании которых эти люди могли бы добиваться какого-то легального статуса.
Еще одна существенная проблема СУВСИГов, которая обострилась в связи с пандемией, – это необходимость лицензировать их медпункты. «Там может сидеть врач – специалист, кандидат наук, но он даже таблетку назначить не вправе. Оказание медпомощи человеку может обернуться для него прокурорской проверкой», – заметил Бабушкин. Он полагает, что если коронавирус проникнет в эти заведения, то заболеют все, включая сотрудников, прежде всего из-за антисанитарных условий.
Адвокат правозащитного центра «Мемориал» Роза Магомедова сообщила «НГ», что в условиях пандемии обитатели СУВСИГов находятся в уязвимом положении. Например, сейчас туда привозят заключенных-иностранцев, у которых закончился срок отсидки. Держать в колониях их больше нельзя, но и выслать обратно на родину пока невозможно. Магомедова при этом подтвердила, что Минюст по-прежнему в своих решениях «о нежелательности пребывания» игнорирует наличие семейных связей. И тем самым нарушает предписания КС. Так что, по ее словам, во многих случаях речь идет просто о бессмысленном содержании в неволе иностранцев за счет российских налогоплательщиков.
При этом Магомедова заявила об отсутствии единообразия: в некоторых регионах, если за три месяца человека так и не смогли выдворить, его освобождают, а в других – продолжают держать за колючей проволокой. Игнорируется и состояние здоровья обитателей СУВСИГов, а среди них есть и инвалиды, и парализованные, и больные туберкулезом, которых нужно изолировать и лечить.
комментарии(0)