Из-за карантина, введенного в судах, у адвокатов по назначению стало меньше клиентов и сократился заработок. Фото DepositphotosPhotoXPress.ru
Адвокатам по назначению отказывают в оплате их труда по повышенной ставке в связи с объявлением с 4 по 30 апреля так называемых нерабочих дней. Суды и прокуратура ссылаются на рекомендации Минтруда, где говорится, что такие дни вовсе не являются выходными или праздничными. То есть гонорары защитников считаются по обычному тарифу, что многих из них ставит в тяжелое финансовое положение.
Как уже писала «НГ» (см. номер от 05.04.20), защитники, вступающие в дела в соответствии со ст. 51 Уголовно-процессуального кодекса, опасаются остаться вообще без денег. Их доходы зависят от количества проделанной работы, которую оплачивает государство. В условиях коронавирусной самоизоляции страны дел для адвокатов по назначению практически не осталось. В юридическом сообществе разворачивается паника: дескать, зарплата, которая и прежде была небольшой – 40–50 тыс. руб., теперь может сократиться в несколько раз.
Чтобы частично компенсировать эти финансовые убытки, адвокаты начали оформлять заявления об оплате труда по повышенной ставке – из расчета тарифа за выходные дни. Такой совет «назначенцам» дали в региональных адвокатских палатах. И Федеральная палата адвокатов в своем заявлении также попросила власти приравнять исполнение адвокатом обязанностей в вынужденные каникулы к работе в выходные.
Однако суды и прокуроры выступили против этих надбавок, сочтя их необоснованными и даже незаконными. Во многих регионах увеличенные вознаграждения адвокатов снижают, объясняя это официальным разъяснением Минтруда. В данном документе говорится, что «нерабочий день» не относится к тем самым выходным или нерабочим праздничным дням, которые указаны в законодательстве. И поэтому оплачиваются эти дни в обычном, а не повышенном размере. Уже поступившие из следственных отделов постановления о таких выплатах прокуратуры возвращают назад.
К примеру, прокуратура Белгородской области принесла протест на подобное решение, сославшись не только на позицию Минтруда, но и на Трудовой кодекс (ТК). В нем, дескать, говорится, что «в соответствии со ст. 111 и 112 выходные и нерабочие праздничные дни определены настоящим кодексом», а переноситься на другие дни они могут «только федеральным законом или нормативным правовым актом правительства РФ».
Сами адвокаты по назначению, понятно, не считают, что их повышенные гонорары необоснованны, а тем более незаконны. В своих возражениях в суды они напоминают, что закон об адвокатуре запрещает защитникам состоять с кем-либо в трудовых отношениях, а потому разъяснения Минтруда на них не распространяются. И, конечно, юристы обращают внимание: в ТК и вовсе нет понятия «нерабочие дни», которое Минтруд отказывается приравнивать к «нерабочим праздничным» или «выходным».
Между тем региональные прокуратуры стали реагировать и на нежелание адвокатов выполнять различные поручения дознания, следствия и суда, кроме тех, которые являются неотложными, чтобы не рисковать своим здоровьем. В протестах прокуроров указывается, что «адвокаты продолжают оказывать квалифицированную юрпомощь и в нерабочие дни, установленные указом президента РФ».
Так что карантинные меры нельзя считать уважительной причиной для отказа от осуществления защиты. И такие действия адвокатов вполне могут быть расценены как затягивание процессов, приводящее к нарушению разумных сроков судопроизводства.
комментарии(0)