Пленум Верховного суда утвердил список будущих примирителей, а правительство установило им достойное вознаграждание. Фото со страницы Верховного суда РФ в Flickr
Власти готовят к полноценному запуску новый инструмент разрешения споров между гражданами и компаниями – институт судебного примирения. Формально он введен в октябре прошлого года для разгрузки судебной системы и экономии расходов федерального бюджета. Однако недоумение вызвал установленный размер разового вознаграждения судебного примирителя – половина дневного оклада действующего судьи, который составляет не менее 5 тыс. руб. Из постановления правительства также следует, что нет оценок эффективности действий примирителя. Деньги он будет получать по факту своего привлечения к судебному разбирательству, а гонорар ему станет выписывать тот же судья, который его туда пригласил. Эксперты считают, что раз новый институт – это своего рода арбитраж, то затраты на него следовало бы нести сторонам спора, а не налогоплательщику.
После утверждения правительством РФ постановления «Об утверждении правил оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей» возник вопрос о дополнительном регулировании этого нового института. Например, пока не совсем понятно, чем он будет отличаться от института медиации, который в России так и не прижился. Как показывает практика, граждане не готовы идти на «мировую» за свой счет, хотя большинство юристов считают, что заключать мировые соглашения и проще и дешевле. Тем не менее с помощью медиации решается мизерное количество споров – около тысячи за год.
Поэтому с октября 2019 года в Гражданском процессуальном (ГПК) и Арбитражном процессуальном (АПК) кодексах, а также в Кодексе административного судопроизводства (КАС) расширен перечень примирительных процедур – появились переговоры, судебное применение.
В январе 2020-го Верховный суд (ВС) утвердил регламент проведения судебного примирения и составил список потенциальных примирителей из числа судей в отставке. Пока это около 350 человек. По словам секретаря пленума ВС Виктора Момотова, реестр судебных примирителей обязательно будет пополняться.
Член Ассоциации юристов России Алексей Гавришев пояснил «НГ»: главное отличие от медиации будет в том, что сама процедура нового примирительства для сторон будет бесплатной. Оклады судебных посредников берет на себя госбюджет. Начало же процедуры возможно на любых стадиях судебного разбирательства – как по инициативе спорящих сторон, так и по решению судьи. «Кандидатура судебного примирителя также определяется по взаимному согласию сторон из списка и утверждается судом», – сказал эксперт.
Согласно недавнему постановлению правительства, за день работы, причем вне зависимости от его продолжительности, примиритель получит половину дневного оклада судьи, рассматривающего дело. Как разъяснили «НГ» эксперты, по минимуму это 5 тыс. руб., которые положены самым молодым служителям Фемиды. Но поскольку примирители будут появляться явно не в самых простых делах, то, значит, их половины будут высчитываться из несколько больших сумм. За работу же в местностях с тяжелыми климатическими условиями могут предусматриваться надбавки. А при проведении нескольких процедур в один день примирителю по твердому тарифу оплатят каждую из них. То есть у части судей в отставке появляется возможность зарабатывать даже больше действующих.
Поэтому у некоторых экспертов возникло мнение о том, что пока этот институт выглядит скорее как синекура для отставников, которые станут получать дополнительный доход за проведение формальных встреч со сторонами. Эксперты указывают и на отсутствие у отставников специальной подготовки, как будто все они автоматически владеют необходимыми навыками. Похоже, сказал «НГ» старший юрист BMS Law Firm Владимир Шалаев, расчет делается на то, что примиритель – это «опытный и квалифицированный специалист, который хорошо понимает логику мышления судей». По словам юриста Сергея Савченко, институт примирительства необходимо развивать, но сомнительной выглядит попытка перенаправить туда отставных судей, да еще и с зарплатой почти что действующих служителей Фемиды. Мол, возможно, они действительно эффективные организаторы и понимающие проблемы люди, но с другой стороны – а как быть с солидарностью судейского сообщества, если вообще не с круговой порукой?
По словам партнера юрфирмы NOVATOR, адвоката Александра Каткова, уже на начальном этапе возникает масса вопросов к положениям, регулирующим деятельность таких примирителей: «Непонятно, почему же таким образом решен вопрос с оплатой. Примиритель – это своего рода дополнительная опция, к которой могут обратиться стороны. Было бы логично, если бы они сами и оплачивали эту процедуру». Вопрос есть и по поводу монопольного положения на должность примирителя, хотя «работа судьи – это другая деятельность, не все судьи обладают соответствующей компетенцией». Для адекватной и эффективной работы института необходима детализация правил, по которым он будет функционировать, настаивает эксперт. В противном случае это может стать не более чем дорогостоящей – для госказны – формальностью.
По словам юриста Марии Сучковой, деятельность судебных примирителей, по идее, призвана разгрузить суды и их аппарат. И для граждан этот институт привлекательнее медиации, поскольку не нужно платить из своего кармана, а это значит, что спрос на него скорее всего будет выше. «Однако следует учесть, что, возможно, не все судьи в отставке понимают работу примирительных процедур, их технику. Не урегулирован порядок контроля за их деятельностью, не предусмотрено дополнительное обучение. Непонятна и привязка оплаты услуг судебного примирителя к окладу судей», – заявила Сучкова.
Адвокат AVG Legal Игорь Апостол согласен, что регулирующие институт правовые акты довольно сырые. Самый главный вопрос – это госбюджет как источник оплаты. Он тоже считает, что данное бремя надо возложить на стороны, а не на налогоплательщиков. Но эксперт подчеркнул, что деятельность любых примирителей является трудозатратной процедурой, так что не надо говорить, что свои оклады они будут получать за «десятиминутное» дело.
Как пояснил «НГ» управляющий партнер юркомпании «Генезис» Артем Денисов, судебные примирители должны получать достойные оклады, чтобы работать качественно и скрупулезно: «Когда бизнесу приходится действовать в условиях плохо функционирующих судов, примирители должны заменить последних, занять свое место в системе разрешения конфликтов, показать свои преимущества и мобильность». Член Ассоциации юристов России Александр Иноядов напомнил о важности «обеспечить и гарантировать сохранение в тайне содержания того, что стало известно примирителям в ходе процедуры», особенно в случаях, если цели примирения не были достигнуты.
Понятное дело, что власть пытается разгрузить суды от однотипных споров, приостановить рост судейского корпуса, заметил адвокат Антон Задоркин. Для сторон споров новый институт может быть выгоден для снижения транзакционных издержек. Однако этот эксперт, как и остальные, указал на «очередное ограничение конкуренции при отборе профессионалов, которое и так характерно для судейского сообщества». По его словам, «функция, направленная на примирение сторон, и без того осуществляется судьями, которые в каждом своем акте указывают на возможность разрешения конфликта мирным путем». А судебным примирителем, настаивает Задоркин, должен быть «профессиональный переговорщик, обладающий сильными практическими компетенциями и в юриспруденции, и в психологии, владеющий определенными менеджерскими навыками». Он сильно сомневается, что у многих судей есть такие навыки.
комментарии(0)