Безымянный гражданин уже не сможет получить у полицейских ответ на свой вопрос. Фото агентства «Москва»
В Госдуму поступила инициатива правительства по корректировке закона о полиции, которая обусловлена реалиями правоприменения. Наверное, полиции действительно надо иметь возможность легко проникать в частные дома, вскрывать автомобили, проводить личный досмотр людей в зоне оцепления, в острых ситуациях быстрее применять оружие. Но зачем сотруднику МВД право требовать у подошедшего к нему гражданина назвать свою фамилию?
Законопроект получил плохую прессу еще при подготовке. И возражения тоже основывались на практике. Но только по поводу злоупотреблений со стороны сотрудников МВД, а то и совершенных ими преступлений как бы в ходе исполнения служебного долга.
И, конечно, высказывались сомнения в том, что если у полицейских будут, как говорится, менее связаны руки, то они обязательно окажутся более чистыми. Особо острой критике были подвергнуты предложения о расширении полномочий полиции по проникновению в частные квартиры, дома и на земельные участки. Много вопросов возникло и по поводу получаемого права вскрывать в оперативных нуждах любые автомобили, устраивать зоны оцепления со сплошным личным досмотром граждан и проверкой любой движимости и недвижимости.
Неоднозначная реакция, естественно, последовала и на расширение оснований для применения оружия – из-за «иных действий, дающих основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции». Потому что оставалось непонятным, могут ли признаваться таковыми, например, бросок пластикового стаканчика или, скажем, излишне эмоциональная жестикуляция чем-то возмущенного гражданина.
Но большее недоумение вызывает норма законопроекта о безответственности полицейских. «Сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции, если эти действия осуществлялись по основаниям и в порядке, установленным федеральными конституционными законами, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности полиции» – такими словами завершается поступивший в Госдуму документ.
Претензии к этой норме заключаются в том, что она, во-первых, сформулирована максимально широко, во-вторых, излишне категорична и не предоставляет механизмов для обжалования, в-третьих, ставит на один уровень законы и какие-то ведомственные приказы. И, конечно, опять большое значение имеет реальная практика. Если решать, что они действовали по закону и порядку, станут сами полицейские, то понятно, что в большинстве случаев они окажутся правы.
По всему тексту законопроекта, кстати, убирается глагол «обязаны», так что многие функции полиции из реальных обязанностей превращаются как бы в действия, которые она может производить по собственному выбору. В частности, из-за исчезновения этого слова менее строгим становится правило о том, что сотрудник должен сообщить гражданину свою должность, звание и фамилию, при необходимости показать удостоверение, а только потом начинать с человеком полицейскую работу.
И в этой ключевой статье 5 закона о полиции теперь появится еще и новый пункт. Его смысл в том, что представиться гражданину можно будет и когда-нибудь потом. А причины для этого всегда найдутся, потому что основания опять изложены крайне неопределенно – «при возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, а также при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц». Вот «сразу» после всего этого полицейскому и надо будет себя обозначить.
Между тем любому человеку, о чем говорит уже новая редакция статьи 13, предстоит с самого начала общения с полицией четко – прямо как на перекличке в армии или тюрьме – назвать собственные фамилию, имя и отчество. Потому что теперь у сотрудника МВД будет право этого потребовать. В пояснительной записке данное нововведение никак не растолковывается. Не хотелось бы думать, что это сделано для того, чтобы прохожий заранее принимал позу «гражданина подозреваемого».
комментарии(0)