Министр юстиции Константин Чуйченко усилит свои полномочия главного регистратора общественных структур. Фото с сайта www.government.ru
Правительство представило в Госдуму поправки в две основные статьи закона «О противодействии экстремистской деятельности». В них говорится об ответственности любых организаций за проявления экстремизма и о процедуре приостановления их регистрации. Корректировка закона только с виду выглядит технической, на самом деле Минюст превращается в главного держателя информации о ликвидированных или запрещенных общественных движениях и религиозных структурах. Это значит, что власти смогут пополнять реестр экстремистов более оперативно, что позволит не допускать их к политической жизни страны.
В действующей редакции закона по сути дела нет указания на главного регистратора всех тех организаций, которых суды по указанию прокуратуры признают экстремистскими, после чего они подпадают под ликвидацию или запрет. По идее, все общественные и религиозные движения, которые в соответствии с законом считаются той или иной категорией НКО, находятся под надзором Минюста. Однако правовые рамки составлены сейчас так, что у власти отсутствует единый реестр экстремистов.
Например, в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что были случаи, когда информация о признании какой-то структуры, осуществляющей противоправную деятельность, доходила до ведомства Константина Чуйченко в течение двух лет. Но теперь решено, что каждый райсуд обязан будет направить информацию в Минюст о том или ином своем решении по новому экстремистскому сообществу в течение трех суток. В точно таком же режиме это ведомство будет получать и сведения о приостановлении деятельности общественных движений, которое обычно предшествует ликвидации.
Минюст, который сам же и готовил законопроект, и будет представлять его в Госдуме, ничего не сказал о связи этого документа с недавно утвержденной президентом Стратегией противодействия экстремизму до 2025 года. Нет сомнений, что связь прямая. Ведь именно в этой Стратегии упор делается на экстремизме политическом, который, в частности, проявляется в случаях несанкционированных акций, перерастающих, по мнению власти, в массовые беспорядки. Стоит отметить, что ведомство Чуйченко претерпевает сейчас кадровые обновления – сменена почти половина заместителей министра. И тенденция такова, что вакансии заполняются людьми с опытом силовой или правоохранительной службы. Скажем, статс-секретарь Минюста Вадим Федоров, который и будет взаимодействовать с депутатами, – выходец из Федеральной службы охраны.
Связь с президентской Стратегией антиэкстремизма, скорее всего, проявится и в ходе обсуждения законопроекта в Госдуме. Дело в том, что такого рода документы – это, по сути, локомотив, к которому можно прицепить любое количество вагонов, то есть тех или иных законодательных новаций. Поэтому когда осенью парламент займется подготовкой инициативы Минюста ко второму чтению, может оказаться множество сюрпризов прежде всего для тех, кого власть рассматривает как политических экстремистов.
комментарии(0)