Петрозаводский горсуд отправил адвоката из Петербурга искать доказательства своей эпидемиологической безопасности. Фото с сайта www.stolicaonego.ru
Адвокаты начали борьбу за доступ в суды, которые вроде бы отменили ограничения, связанные с COVID-19. Но теперь в ряде регионов стали требовать справки об отсутствии коронавирусной инфекции у защитников – пока только приезжих, но местные этим тоже обеспокоились. В сообществе настаивают, что неправомерно увязывать правосудие с какими-то анализами. Это нарушает права адвокатов, а главное, лишает доверителей юридической помощи. Дело в том, что судьи не всегда останавливают рассмотрение дел на время медицинских процедур. Так что часть решений может быть принята вообще без участия защитника, а часть – в присутствии тут же возникшего адвоката по назначению.
Справки о том, что коронавирус не обнаружен, как правило, требуют от адвокатов, приезжающих из других регионов. Это мера представляется как альтернатива двухнедельной самоизоляции на карантин. Однако нельзя исключить, считают в адвокатском сообществе, что аналогичные условия будут выставлять и местным защитникам. Потому что увязывание разрешения на проход в суд с результатами анализов выглядит лишь как предлог для недопуска к процессу. Адвокаты также удивляются, почему подобные требования выдвигаются только к ним, да к тому же не во всех субъектах РФ. Между тем требование сдавать ковид-тесты к другим участникам процессов, в том числе к стороне обвинения, не предъявляется вообще ни в одном регионе. С ситуацией ограничения возможности исполнять профессиональные обязанности столкнулась, например, питерский адвокат Яна Григуць.
Ее отказались пускать в здание Петрозаводского городского суда без справки, подтверждающей отсутствие заболевания COVID-19. При этом данный документ необходимо было получить не позднее двух дней до начала заседания. В итоге судья провела слушание без участия защиты. В ответ на претензии руководство суда сослалось на позицию главного санитарного врача РФ – с учетом эпидемиологической обстановки в регионе «на территории суда введен особый порядок доступа и посещения». О предъявлении дополнительных условий слышали и другие защитники, некоторые с ними и сами тоже столкнулись.
Адвокаты предполагают, что таким образом на местах обходят установку Минюста РФ, который в мае разослал письмо «об обеспечении беспрепятственного передвижения адвокатов, прибывших из других субъектов РФ, по предъявлении ими адвокатских удостоверений». Напомним, что до этого защитники жаловались на многочисленные попытки запирать их на двухнедельные карантины. Между тем можно было обойтись и без особого указания Минюста – ведь в законе об адвокатуре говорится, что защитник вправе осуществлять профессиональную деятельность на всей территории РФ «без какого-либо дополнительного разрешения». Впрочем, как пояснил «НГ» адвокат Вячеслав Голенев, с той же самой отменой обязательной самоизоляции есть проблема: зачастую с адвокатами в регионы приезжают также специалисты и свидетели. Но так как о них Минюст ничего не сказал, то их как раз и отправляют на двухнедельную отсидку.
«Требования некоторых региональных властей об обязательном предоставлении справок об отсутствии коронавирусной инфекции являются скорее злоупотреблением правом, чем мерой, основанной на законе», – заявил «НГ» адвокат Илья Прокофьев. По его словам, не впервые поступает информация о том, что в различных субъектах РФ вводятся то ограничения, то требования, препятствующие осуществлению адвокатской деятельности, то есть «позиция Минюста не везде была услышана».
Предъявление адвокатом каких-то справок о здоровье не предусмотрено ни процессуальным законодательством, ни каким-либо иным, следовательно, их истребование является незаконным, сказал «НГ» председатель комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Сергей Краузе. Недопустимо выдвигать такое дополнительное условие тем, кто приезжает в другой регион, считает эксперт, и вот почему: «Если ситуация с недопуском в здание суда происходит в уголовном процессе, то, вероятно, имеет место замена защитника по соглашению на назначенного адвоката». Причем, уверен Краузе, адвокаты в основном готовы были бы сдавать анализы, но в целом процедура – от теста до результата – занимает до четырех дней. А сама справка вовсе не дает гарантии полного здоровья, заражение может произойти и после медобследования.
Эпидемиологические предосторожности в судах остаются, но основные ограничения уже отменены. Фото с сайта www.sudrf.ru |
Адвокат Ольга Власова тоже обратила внимание на бессмысленность требований о справках: «Местный адвокат, прокурор, сотрудники госорганов, да и просто участники процесса приходят в суд, но с них никто не спрашивает справки», хотя они вполне могут оказаться инфицированными. Она убеждена, что проблема заключается в применении принятых за период пандемии нормативно-правовых актов в разных субъектах РФ. Часто они написаны неправовым языком, без использования легальных юридических терминов, без учета положений как федерального, так и самого регионального законодательства.
Как отметил вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Геннадий Шаров, вспоминается известная фраза: «Формально правильно, а по сути – издевательство». Минюст обращал внимание руководителей регионов на необходимость свободного передвижения адвокатов, но, как уже очевидно, не везде письмо сработало в полной мере. Но, с другой стороны, заметил Шаров, и адвокатам не стоит забывать, что свои права они отстаивают не столько для себя, сколько для пользы доверителям: «И в данной ситуации доверителю, может быть, было бы полезнее, чтобы адвокат выполнил требование суда и представил эту справку, тем более что сдать анализ на коронавирус теперь можно легко и быстро».
Как рассказал «НГ» адвокат Сергей Колосовский, какое-то время назад такое же требование было введено в Курганской области, но просуществовало недолго – «ввиду нереальности его исполнения». При этом он отметил, что как раз в это время участвовал в судебном заседании, но лично у него справок никто не потребовал. Колосовский считает, что нет ничего страшного в лишней перестраховке, особенно если это касается здоровья граждан. Однако госорганы, вводя дополнительные требования, обязаны обеспечить разумную возможность их выполнения. Он привел в пример Свердловскую область, где с этим были большие организационные трудности. Но в любом случае, уверен эксперт, отсутствие результатов тестирования должно являться «безусловным основанием отложения судебного разбирательства, поскольку невозможность участия адвоката обусловлена уважительной причиной».
комментарии(0)