Высокими штрафами людей стимулировали к соблюдению карантина, но случались и ошибки. Фото с сайта www.мвд.рф
Как стало известно «НГ», президентский Совет по правам человека (СПЧ) подготовил доклад о ходе борьбы с коронавирусом – «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина». Делается вывод, что карантинные меры склонились в сторону игнорирования этих прав и свобод. Для преодоления допущенных перегибов властям рекомендуется, например, отменить штрафы, выписанные нарушителям самоизоляции.
Как ранее писала «НГ» (см. номер от 25.05.20), СПЧ приступил к составлению такого доклада еще в конце марта. Документ, в том числе, должен помочь властям подготовиться к возможной второй волне эпидемии, но уже не допускать вопиющих случаев сокращения гражданских прав в период карантинных ограничений.
В первую очередь правозащитники указали на большое количество жалоб, связанных с назначением штрафов за нарушение самоизоляции. В СПЧ считают, что с учетом сложной экономической ситуации оплата этих довольно крупных штрафов может нанести ущерб благосостоянию многих российских семей. Поэтому властям предложено отменить все штрафы в досудебном порядке в том случае, если действия нарушителей не повлекли негативных последствий вроде заражения других людей. Как полагают правозащитники, изначально с помощью санкций власти добивались лишь сокращения числа нарушителей изоляции. Так что теперь их отмена «никак на эту цель негативно не повлияет».
СПЧ не прошел мимо и расширительного, а также зачастую искаженного толкования силовиками положений законодательства о массовых мероприятиях. В ряде случаев сотрудники органов правопорядка неверно трактовали одиночные пикеты как массовые мероприятия, проведение которых было запрещено. И теперь власти, считают в СПЧ, должны дать какое-то официальное разъяснение правового смысла «массовых одиночных пикетов», а также статуса граждан, находящихся в «очереди на одиночный пикет».
В докладе СПЧ напоминается, что и в юридическом сообществе, и среди обычных граждан неоднократно высказывались сомнения в законности вводимых властями на местах ограничений. В начале июня Минюст вынес заключение, что все запретительные меры в условиях пандемии были «приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти и безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан». Но этот вывод, заметили правозащитники, сделан, видимо, на основании неких аналитических материалов, отсутствующих в открытом доступе. В ведомство уже направлен запрос о предоставлении этих данных, но ответа пока не последовало, а значит, вопросы к легитимности ограничений все-таки остаются. Потому что это «установление ограничений конституционных прав граждан нормативными актами органов госвласти субъектов РФ в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции, закрепляющей, что основные права граждан могут быть ограничены только федеральным законом».
Отдельная часть доклада СПЧ – о цифровых профилях интернет-пользователей, их привязке к личным данным. Речь идет, например, о несоответствии ряда технологий законодательству о персональных данных и в целом о незащищенности последних. Поэтому СПЧ собирается инициировать «серьезную общественную дискуссию о допустимости вмешательства государства в частную жизнь граждан посредством формирования и использования их цифровых профилей». В частности, планируется поставить вопрос о повышении ответственности за неправомерные действия с персональным данными, чтобы уравнять ее с той, которая следует за разглашение следственной или государственной тайны.
Эпидемическая ситуация, говорится в докладе СПЧ, внесла коррективы и в реализацию избирательных прав. Надо разъяснить, допустима ли, к примеру, предвыборная агитация в период приостановления избирательной кампании. Возможны ли заочные съезды. Указанные вопросы «могут быть урегулированы как федеральным законом, так и нормативным актом ЦИК РФ».
Правозащитники обеспокоены и возникавшими проблемами при возвращении на родину трудовых мигрантов, потерявших работу в РФ. Центры временного содержания оказались переполнены – и еще сейчас в них содержится до 5 тыс. человек. А гастарбайтеры жалуются на неоказание медицинской помощи и финансовые потери. С такими же трудностями сталкивались и освободившиеся заключенные. Они не получали от государства никаких средств индивидуальной защиты, транспортных карт и пропусков, необходимых для передвижения к месту жительства. При этом общественных контролеров не допускали в места заключения весь период эпидемии даже в противочумных костюмах, хотя следователи беспрепятственно взаимодействовали с обитателями СИЗО и колоний.
комментарии(0)