Российские тюремщики внедряют самые передовые стандарты пенитенциарной политики. Фото с сайта www.fsin.su
Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) обновил Европейские пенитенциарные правила, действующие с 2006 года. Дальнейшая гуманизация условий жизни заключенных не просто рекомендована странам-участницам, то есть и России, им предложено изменить законодательство. Судя по предписаниям СЕ, из тюрем и колоний должно получиться подобие современных обсерваторов. Игнорирование новых правил будет основанием для жалоб граждан в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Правозащитники опасаются, что исправленная Конституция позволит властям РФ всем этим пренебречь.
В КМСЕ требуют приверженности «высоким стандартам ухода за заключенными»: они должны учиться, заниматься профессиональной деятельностью, иметь индивидуальную систему лечения. Государство обязано принимать меры по ресоциализации, а относиться к сидельцам нужно гуманно и с уважением, обращение на «вы» обязательно. И вообще сами тюремщики должны являться «хорошим примером» для заключенных, настаивает СЕ. При этом жестко указано, что плохие условия содержания за решеткой не могут быть оправданы нехваткой ресурсов у государства.
В рекомендациях говорится, что с осужденными необходимо консультироваться на счет их первичного распределения в пенитенциарные учреждения, а также по поводу последующих переводов из одной тюрьмы в другую. У них также должна быть возможность в любой момент обсудить свои условия содержания с тюремными властями.
В новых правилах прописаны буквально даже бытовые мелочи: например, государство должно предоставить одежду по сезону, если у заключенного такой нет, сама одежда должна быть «хорошего качества», то есть не унизительной и не изношенной. Отдельное внимание необходимо уделить полноценному питанию – «с учетом возраста, состояния здоровья, а также религии и характера работы». «Нуждающимся в особом рационе медсестра обязана составить отдельное меню», – говорится в рекомендациях КМСЕ.
Власти должны обеспечивать участие зэков в общественной жизни, чтобы они имели доступ к новостям, могли голосовать на выборах и референдумах. И главное, чтобы им «разрешали общаться со СМИ». Отдельный вопрос – это труд заключенных, за который они должны получать справедливое вознаграждение. Есть и его определение – зарплата должна быть такой, чтобы можно было сделать сбережения к моменту выхода на свободу. А «политика здравоохранения в тюрьмах должна быть интегрирована в национальную политику здравоохранения и совместима с ней».
Более подробно прописан порядок заключения в одиночной камере. Тем, кто обвиняется в дисциплинарных проступках, надо дать возможность защищать себя и оспаривать обвинения. В частности, у них должно быть право «требовать присутствия свидетелей и допрашивать их». И, конечно, тяжесть дисциплинарного наказания должна быть соразмерна совершенному проступку. КМСЕ настаивает, что и подготовка тюремного персонала должна соответствовать международным стандартам. Тюремщиков следует обучать методам, которые позволяют с минимальным применением силы сдерживать самых агрессивных заключенных.
По мнению российских правозащитников, обновленные стандарты дадут заключенным больше поводов жаловаться в Страсбург. Однако мало кто верит, что хотя бы половина написанного в КМСЕ применима к пенитенциарной системе РФ. Как отметила председатель Комитета родственников заключенных Елена Брылякова, несмотря на бесконечные жалобы в ЕСПЧ, ситуация лучше не становится, а потому «это не имеет никакого отношения к нашей реальности». Как заметил основатель правозащитного проекта Gulagu.net Владимир Осечкин, в рекомендациях говорится, что со всеми заключенными должны обращаться «с уважением их прав», однако в российских тюрьмах по-прежнему существует дробление на касты. И оперативные сотрудники используют это, чтобы «приструнить зэков», грозя им статусом «опущенных».
«В таких условиях говорить о соблюдении Россией рекомендаций Европы не приходится. Европейские политики тоже прекрасно понимают, что российская система унаследовала репрессивные традиции тоталитарного государства, но открыто об этом говорить опасаются, избегая прямых конфликтов», – заявил Осечкин. Более того, подчеркнул Осечкин, понятно, что после поправок в Конституцию решения ЕСЧП вообще не будут носить обязательный характер, а значит, их можно игнорировать или исполнять частично.
комментарии(0)