Даже в СИЗО Сергей Фургал формально остается губернатором Хабаровского края. Фото РИА Новости
Отсутствие указов об отставке Сергея Фургала и назначении врио губернатора Хабаровского края показывает, что перед Кремлем встала непростая кадровая задача. После протестов в этом регионе понятно, что кроме обычного учета интересов различных групп здесь, видимо, придется решать, кто нужнее – миротворец или чистильщик. И второй вариант пока выглядит более вероятным. После плебисцита условно силовая часть власти, похоже, намерена оперативно капитализировать полученную президентом поддержку. Уже есть намеки на возможное «обнуление» партийной системы и подавление оппозиции. Планы же по консолидации страны вокруг Конституции, которые, может быть, и имеются в администрации президента, всегда будут выглядеть не так эффективно, как спецоперации. Это означает, что тогда именно они и могут остаться единственным инструментом внутренней политики.
Все выходные в Хабаровском крае проходят протестные акции, связанные с задержанием и арестом по подозрению в причастности к давнему убийству нынешнего губернатора Фургала. В субботу, 11 июля, по официальным данным МВД, на улицах Хабаровска и других городов побывало 10–12 тыс. человек. Кстати, также официально было заявлено, что протесты организованы «командой Фургала». В соцсетях количество протестовавших в тот день оценивалось от 5 до 35 тыс. Причем акции были мирными, но жесткими – например, было снесено ограждение вокруг Дома правительства. Полиция не вмешивалась, нет информации о каких-либо задержаниях.
В воскресенье столица региона снова оказалась частично парализованной. И если днем число участников очередного несанкционированного шествия выглядело незначительным, то вечерняя темнота уже разгонялась светом многочисленных файеров. И опять силовики никого не трогали, несмотря на откровенные лозунги против федеральной власти. «Хабаровск молчать не станет!», «Путина в отставку!», «Мы здесь власть!» и т.д. – вот что кричали митингующие. Призыв «Свободу Фургалу!» также остается актуальным, но вот на акциях практически незаметна была партийная символика ЛДПР. И эта политструктура уже заявила, что как системная партия она не приветствует несогласованные выступления. Кстати, региональные власти на второй день тоже сдали назад. И если сначала часть чиновников охотно общалась с протестующими, то теперь есть лишь призывы соблюдать закон и порядок.
Напомним, что 9 июля в Басманном суде Москвы Фургалу была назначена мера пресечения – содержание под стражей до 9 сентября. На вопрос о месте работы он сообщил, что работает губернатором Хабаровского края, а потом уточнил: «наверное, уже «работал». Но Фургал ошибся, потому что указа президента Владимира Путина об отставке и назначении врио хабаровского губернатора так и нет.
В принципе это не удивительно – например, на Сахалине в 2018 году «указного» врио не было более двух месяцев, в других регионах бывали задержки по несколько недель. Все это было связано с непростыми кадровыми решениями, когда Кремлю надо было учесть интересы всех околовластных групп, которые при этом весьма жестко интриговали друг против друга, залезая в чужие вотчины или требуя компенсаций за прошлые уступки.
Нынешний хабаровский кейс выглядит еще более сложным, назначенцу придется или искать компромисс с местными элитами, или их зачищать. Не секрет, что отделение ЛДПР в этом регионе давно отдано на аутсорсинг группировке, сложившейся в ходе многолетнего губернаторства Виктора Ишаева (1991–2009), который затем еще четыре года был полпредом президента в ДФО. А сейчас он уже более полутора лет находится под домашним арестом по уголовному делу с «пустяковой» суммой в 5 млн руб. Фургал и его команда стали, по сути дела, лишь новым поколением этой элиты. И теперь она, похоже, пытается показать Москве, что из Кремля видно далеко не все. Поэтому-то более всего вероятно появление в крае некоего тяжеловеса с солидным силовым бэкграундом, Однако такого человека на своей прореженной кадровой скамейке Кремлю найти непросто, а из этого следует, что карт-бланш на назначение получит какая-то определенная группа влияния.
Использованиe митинговых штампов вызвало у властей подозрение, что к протестам в Хабаровске причастна несистемная оппозиция. Фото с сайта www.svoboda.org |
Таким образом, судя по всему, отставляются в сторону все имеющиеся планы по консолидации общества вокруг поправок. Внутренняя политика становится сферой проведения специальных операций, которые всегда выгодно показать президенту. Во-первых, потому, что тактический результат всегда налицо, а во-вторых, есть реальная активность. У консолидаторов позиция всегда выглядит слабее – последствия такой политики никогда не будут скороспелыми. Это означает, что Путин, решивший проблему с транзитом власти, в принципе может сделать ставку на тех самых чистильщиков. При этом и народные массы за такую политику, представленную на ТВ соответствующим образом, проголосуют еще не раз.
О перспективах хабаровской истории и ее влиянии на дальнейшее развитие политической ситуации «НГ» спросила экспертов, которые подтвердили нетривиальность кадровой задачи, но засомневались, что силовой вектор развития уже выбран руководством страны. Первый вице-президент Центра политических исследований Алексей Макаркин пояснил «НГ», что на хабаровского врио вряд ли сейчас выстроилась большая очередь: «Любой человек, присланный федеральным Центром, будет встречен в лучшем случае сдержанно, а то и негативно. Поэтому нужно найти того, кто будет согласен на эту роль, притом что ресурсы ограничены и чудес он сотворить не сможет». Эксперт отметил, что затмить популярные шаги Фургала, который сократил себе зарплату и продал государственную яхту, будет сложно. Врио будет сильно ограничен в своих действиях, скажем, вернуть в Хабаровск столицу ДФО из Владивостока он не сможет.
«Хотя люди обычно «чистки» воспринимают хорошо, поскольку не любят начальство и к чиновникам у них мало сочувствия, но в этом регионе ситуация особая. Если приедет чистильщик, то произойдет еще большее размежевание на своих и чужих», – полагает Макаркин. При этом он напомнил, что еще Кремлю трудно определиться, от какой группы должен быть врио. Есть еще вариант прислать большого федерального человека с большими ресурсами и связями, который не осудит однозначно Фургала, а наоборот, заявит, что «нельзя обвинять человека до суда», но возникает проблема: как уговорить такого большого политика поехать в регион. Правда, заметим, такому человеку можно приказать. Однако Макаркин считает, что случай с Фургалом все же нельзя считать прецедентом «обнуления» политического поля: «Негативное отношение к Фургалу во власти консенсусное – он нарушил правила игры и договоренности. В остальных оппозиционных губернаторах Кремль не видит угрозы или большого негатива. Поэтому большой чистки, скажем, среди губернаторов не предвидится. Скорее всего, если речь идет о системной оппозиции, то действительно в Кремле есть желание консолидировать общество», – отметил он. А вот к несистемной оппозиции отношение стало жестче: «Против несогласных во многом принимаются превентивные меры, не только на случай жаркой осени, но особенно в преддверии выборов в Госдуму».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «Если ошибиться с кандидатурой врио, это чревато категорическим неприятием жителями, что может дать серьезные проблемы с избираемостью. Можно, конечно, добиться результата неэлекторальными технологиями, но это несет проблемы на будущее. Поэтому перед Кремлем встает выбор: послать варяга-чистильщика, который отодвинет старую элиту, и перезапустить политическую систему Хабаровского края, либо направить местного, который сможет договориться и обеспечить преемственность». Эксперт подчеркнул, что оба решения небеспроблемны. «Видимо, за арест Фургала и назначение нового врио отвечают разные группы во власти, а слаженного плана не было. У силовиков – свой функционал, у политадминистраторов – свой. Так что очевидно, что борьба разных групп во власти есть. Конечно, и «обнулить» всю политику не получится. Но если верны сведения, что якобы рейтинг Фургала поднимался выше президентского в этом регионе, то негласное указание свыше гласит, что президент должен быть популярнее, а губернаторам надо быть скромнее. Поэтому скорее будет перезагрузка политической системы, иначе зачем вообще нужно было вносить поправки в Конституцию», – подчеркнул Калачев.
комментарии(0)