Минюст вынужден действовать «вслепую», в своих решениях «опирается на бравурные и зачастую недостоверные отчеты и отписки из ФСИН. Фото с сайта www.fsin.su
В Минюсте подготовили законопроект, согласно которому руководитель этого ведомства сможет беспрепятственно инспектировать колонии и СИЗО. Сейчас ему требуется на это специальное разрешение, поскольку нынешние нормы запрещают общение любых чиновников с заключенными. Правозащитники ожидают, что эта новация может способствовать кардинальной реформе исправительной системы и приведению ее в соответствие с требованиями национального и международного законодательства.
Глава Минюста готовит ежегодные доклады президенту и правительству о состоянии тюремных дел и соблюдении в застенках прав обвиняемых и осужденных. Но, обладая значительными полномочиями в отношении ФСИН, он не может посещать учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС) без заранее полученного разрешения от следователя. В ведомстве Константина Чуйченко назвали существующий порядок «парадоксом».
Если же поправки примут, министр юстиции сможет лично инспектировать места заключения в любое время и без предварительного согласования. А полномочия у него будут примерно такие же, как у правозащитников: он сможет воочию ознакомиться с работой тюрьмы и проверить условия содержания арестантов.
С какой целью министру понадобился «зеленый коридор» и почему только сейчас, в ведомстве не уточняют. Но общественники объясняют новацию желанием властей навести порядок в УИС и их стремлением взять под контроль ситуацию с повсеместным нарушением прав заключенных. «Ежедневно тысячи сидельцев сталкиваются с массовыми унижениями, пытками и поборами за решеткой. За что Россию уже неоднократно критиковали на международной арене», – отмечают эксперты. Сейчас, по их словам, Минюст вынужден действовать «вслепую»: ведомство плохо понимает и никак не контролирует ситуацию в пенитенциарной системе. А в своих решениях «опирается на бравурные и зачастую недостоверные отчеты и отписки из ФСИН».
Однако общественники указали, что при всем желании министр юстиции не сможет объехать все учреждения УИС – более 500 исправительных колоний и 200 СИЗО. Поэтому «крайне важно расширить перечень должностных лиц Минюста, которые смогут посещать учреждения ФСИН. Наделить аналогичным правом сотрудников Минюста, отвечающих за работу ФСИН, реформу и обеспечение УИС современной нормативно-правовой базой, правом беспрепятственного посещения всех учреждений ФСИН без исключения».
«Давно пора было принять такой законопроект», – заявил в беседе с «НГ» член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин. По его мнению, вполне логично, что орган, который отвечает за нормативно-правовое обеспечение деятельности УИС, «должен иметь право проводить ведомственную проверку в учреждениях ФСИН». Без возможности в любое время инспектировать проблемные учреждения и встречаться с арестантами вся работа Минюста в этом направлении сводится к нулю, заявил собеседник «НГ».
Сопредседатель Московской Хельсинкской группы (МХГ) Валерий Борщев полагает, что Минюст хочет получить больше информации о происходящем в подведомственной ему структуре: «Знать факты и аргументы, чтобы в дальнейшем правильно осуществлять правильную кадровую политику». Он также напомнил, что на сегодняшний день в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК) есть статья, допускающая в тюрьмы депутатов без специального на то разрешения. «Руководство Минюста в этом плане выглядит дискриминированным, что довольно странно и несправедливо», – считает эксперт.
Вместе с тем Борщев рассказал о препонах в общении правозащитников с заключенными. Так, членам ОНК не разрешают обсуждать с ними происходящее вне тюремных камер. То есть, если человека пытали где-то за пределами исправительного учреждения, рассказывать об этом он не может. Беседы с арестантами строго контролируются, продолжает Борщев. Например, в СИЗО при них должны присутствовать надзиратели. «Люди запуганы, в таких условиях они не могут пожаловаться на свои проблемы», – подчеркнул правозащитник. Так что важно, говорит он, чтобы министр юстиции мог не просто поговорить с арестантами, но и сделать это тет-а-тет.
«Россия формально пошла на уступки Западу, когда выделила уголовно-исполнительную систему из МВД, переподчинив ее Министерству юстиции. Казалось бы, требование международного законодательства выполнено, тюрьмы и следствие разведены в разные министерства. Но де-факто министр юстиции все это время не мог и не контролировал ситуацию в учреждениях ФСИН», – заявил, в свою очередь, основатель правозащитного проекта Gulagu.net Владимир Осечкин. Он считает, что «аппаратный вес нового министра Константина Чуйченко» позволяет усилить роль Минюста в реформе тюремной системы: «Если эти изменения будут внесены, та же ФСБ не сможет их заблокировать, министр юстиции перестанет быть «министром без портфеля» и сможет лично контролировать ситуацию в УИС».
Между тем председатель Комитета родственников заключенных Елена Брылякова посетовала в беседе с «НГ», что много лет правозащитники направляли письма в Минюст с конкретными примерами пыток и коррупции в УИС, но в ответ получали банальные отписки, «мол, у министерства нет полномочий и возможностей проверить все на местах». В результате эти жалобы переадресовывались во ФСИН, на рассмотрение тем самым лицам, на которых жаловались общественники.
Как рассказал экс-начальник УФСИН по Калининградской области Спартак Круглов, руководство ФСИН всегда крайне болезненно реагирует на прямые контакты начальников территориальных органов с министром юстиции: «Все коммуникации стараются блокировать, а данные фильтровать». Сам Круглов полагает, что руководство Минюста не до конца осознавало все «масштабы коррупции и нарушений в УИС». ФСИН все эти годы оставалась фактически бесконтрольной, несмотря на то что она занимает одну из первых строчек по государственному финансированию, говорит Круглов. Он полагает, что постоянные жалобы на работу тюремного ведомства были, по-видимому, все же услышаны в Белом доме и Кремле, «где решили взять под контроль ситуацию в тюрьмах, поручив исправление ситуации новому министру юстиции».
комментарии(0)