Московского координатора «Открытой России» Татьяну Усманову приговорили к штрафу за вмешательство в дела Белоруссии. Фото со страницы «Открытка» в Facebook
Российских оппозиционеров, похоже, все-таки стали преследовать за солидаризацию с белорусскими протестами. 17 августа в Москве прошел суд над координатором столичной «Открытой России» (ОР) Татьяной Усмановой. Ей грозило до 10 суток ареста за призыв к акции в поддержку уличных выступлений в соседней стране. Но в итоге был назначен только штраф в 30 тыс. руб. Эксперты полагают, что речь не идет о поиске властями РФ доказательств вмешательства структур Михаила Ходорковского в белорусские дела.
Усманову задержали вечером в воскресенье – на Ленинградском проспекте ее автомобиль был заблокирован автозаком 2-го оперативного полка полиции. У координатора ОР полицейские проверили документы, а затем забрали с собой.
Как уже ночью выяснил адвокат Михаил Бирюков, Усманову задержали «за твит, где она написала, что присоединится к цепи солидарности с Беларусью у здания посольства». Адвокат «Правозащиты Открытки» Оксана Опаренко уточнила, что, по мнению МВД, Усманова «посягнула на общественный порядок и общественную безопасность» постом в Twitter.
В результате 17 августа ее и осудили за акцию солидарности 15 августа, когда Усманова встала с цветами в женскую «цепь солидарности». «Сегодня мы с девочками вышли к посольству Беларуси за всех тех, кто подвергается сейчас пыткам и преследованиям в этой стране», – прокомментировала Усманова эту акцию в Twitter.
Напомним, что 15 августа аналогичные выступления в поддержку белорусских протестов прошли во многих российских городах. Власти, похоже, решили все-таки отреагировать, хотя пока не слишком жестко, на эту «беларусизацию» российской оппозиции. К примеру, после митинга в Хабаровске 10 суток ареста получил координатор штаба Алексея Навального Алексей Ворсин. К нему была применена ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ – «нарушение порядка проведения митинга». Навальнисты в основном и выносили на хабаровские улицы красно-белые знамена белорусской оппозиции.
Лидер ОР Анастасия Буракова подтвердила, что Усманова не стала единственной задержанной. Хабаровского координатора ОР Сергея Наумова 16 августа «приняли» прямо на выходе из спецприемника, где он только что отбыл 10 суток ареста за организацию «шествия с помехами движению транспорта». То есть и сторонники Ходорковского в этом регионе оказались под ударом силовиков.
Таким образом, становится очевидным, что власть намерена преследовать «беларусизацию» внутрироссийского протеста, так как опасается, что оппозиция будет активно извлекать опыт из событий у соседа. Напомним, что на прошлой неделе в Беларуси задержали координаторов ОР Игоря Рогова и Артема Важенкова, а российские пограничники не выпустили из страны исполнительного директора ОР Андрея Пивоварова и его соратников Даниила Потапова и Александра Федосеева.
Между тем российские оппозиционные лидеры вдруг стали требовать от властей РФ ни в коем случае не вмешиваться во внутренние дела Белоруссии, хотя сами они по ним делают публичные заявления регулярно. Так, основатель «Яблока» Григорий Явлинский подчеркнул: «О чем бы Лукашенко ни договорился с Путиным, какую бы помощь ему ни пообещали – военную, гибридную или пропагандистскую, – любое вмешательство со стороны России в ситуацию в Беларуси недопустимо и будет преступно». Член бюро «Яблока» Борис Вишневский пояснил «НГ», что раз «законных оснований для введения войск в Беларусь нет, есть опасность, что Кремль будет искать незаконные». Он считает, что российская власть может пытаться защитить «белорусского диктатора», потому что оба режимы – это, мол, близнецы.
Ходорковский открыто заявляет, что происходящее в Белоруссии является неприемлемым: «Считаю важным заявить в России, какую позицию я буду отстаивать на Западе. В стране правит несменяемый, авторитарный режим. Именно поэтому я считаю, что Лукашенко и его режим должны стать абсолютным изгоем». Лидер ПАРНАСа Михаил Касьянов также высказался о том, «как защитить победу белорусского народа от тирании». По его словам, «чтобы избежать поглощения Беларуси Путиным, нужна юридическая четкость – это перевыборы в кратчайший срок и некоторая мягкость в отношении Лукашенко: его свободный отъезд из страны после проведения им всех действий для назначения перевыборов в сентябре и их проведения под контролем гражданского общества и ОБСЕ».
Напомним, что ранее президент Республики Беларусь Александр Лукашенко открыто заявил: «Как мы и говорили, организаторами являются люди из заграницы. Сегодня уже понаехали сюда с Польши, Голландии, Украины, с этой «Открытой России», Навального». Так что теоретически возникает возможность раскрутки властями обеих стран большого политического дела, к которому можно было бы привязать и одну, и другую оппозиции под общим их обозначением как «агентов влияния Запада». Однако эксперты пока не видят к этому предпосылок, полагая, что «дебеларусизация» российской оппозиции – это своего рода оперативная профилактика гипотетически возможного роста майданных настроений прежде всего в России. Скажем, Вишневский отметил, что история об агентах влияния будет неубедительна: «Мы увидели, что в Белоруссии нет ни раскола элит, ни сильной парламентской оппозиции, ни независимых СМИ, но народ все равно восстал против режима, и репрессии здесь не помогут».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что сейчас российская власть вряд ли станет планировать совместные действия с белорусской. «Во-первых, к Лукашенко у Кремля нет доверия, он постоянно переобувается на ходу. Во-вторых, многих россиян освобождали только после вмешательства посла России, а потому сооружение российскими и белорусскими силовиками общего дела «о заговоре» маловероятно. В-третьих, многие акции в поддержку Беларуси не трогали именно потому, что российские власти не хотели солидаризоваться с Лукашенко, поскольку считают его ослабевшим лидером. В-четвертых, окончательной ясности в политике по отношению к Белоруссии в РФ пока нет. И хотя телевизор на всякий случай транслирует, что вообще нельзя выступать против власти, в околокремлевских кругах обсуждаются разные варианты», – сказал «НГ» эксперт. По мнению Макаркина, борьба с несогласными продолжится и дальше, но именно как с «внутренней угрозой», но эксперт подтвердил, что российская власть принимает превентивные меры именно для недопущения перенимания опыта у белорусов. «Любая отсылка к опыту белорусских протестов для Кремля недопустима, потому что есть страх, что эти события перекинутся на Россию», – заметил он. Что касается заявлений Явлинского о возможном военном вмешательстве, то, по словам эксперта, это может быть и отражением неких внутриэлитных дискуссий о происходящем и о роли РФ в нынешних событиях.
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов заявил «НГ», что «власть использует любые поводы для давления на оппозицию, но преследования именно за «беларусизацию» протестов – это вряд ли инициатива Кремля, скорее это очередной эксцесс исполнителей». По его мнению, в самой российской власти еще нет понимания того, как относиться к белорусским событиям. Именно из-за этой неопределенности как в самой Беларуси, так и в отношениях обеих стран межгосударственный политический процесс над оппозицией сейчас в принципе невозможен. Куртов напомнил, что у Кремля, видимо, нет понимания, насколько долгосрочным будет режим Лукашенко, а следовательно, не определены цели и предмет сотрудничества. А ясность, насколько Лукашенко является серьезным субъектом для переговоров, появится только тогда, когда ситуация в республике станет более определенной. В России же, отметил Куртов, сохраняется тренд на пресечение несанкционированных акций, как и на общее давление на оппозиционные структуры. Так что пока конкретных указаний силовикам нет, они и действуют в заданной парадигме, для которой «беларусизация» – это лишь новый повод для преследования несогласных.
комментарии(0)