Борьбу с криминализацией молодежи курирует секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. Фото РИА Новости
После указания Верховного суда (ВС) России о запрете движения «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) как экстремистского остался вопрос о применении такого решения. Поскольку АУЕ – это не столько структура, сколько идеология, непонятно, как ее подавлять. По данным Генпрокуратуры, в стране около 35 тыс. приверженцев АУЕ. Теперь против них можно использовать ст. 282. 1 и 282. 2 Уголовного кодекса (УК) со сроками до 10 лет. Эксперты опасаются, что их получат не «атаманы» воровского мира, а «шестерки» из подростков. Практика показывает, что по экстремистским нормам УК особенного много «палочных дел».
ВС принял свое решение по запросу Генпрокуратуры, которая ранее заявила, что АУЕ (запрещена в России) втягивало в криминальную субкультуру сотни тысяч молодых людей, «чья психика наиболее подвержена деструктивному движению».
По сообщению ведомства, в суде установлено, что АУЕ является «хорошо структурированной и управляемой организацией – молодежным движением экстремистской направленности».
В марте 2019 года президент Владимир Путин потребовал оградить детей от влияния воровского уклада. Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, как выяснилось, в 2019–2020 годах провел в регионах ряд выездных совещаний, посвященных АУЕ и другим деструктивным течениям в молодежной среде.
Эксперты «НГ» в целом позитивно оценили решение ВС, настороженно отозвались о перспективах его реализации на местах. По мнению руководителя уголовной практики «BMS Law Firm» Александра Иноядова, это «позволит установить легитимные ограничения, в частности, на изготовление и использование символики, аббревиатуры, а равно установить и ответственность для причастных к такой деятельности лиц». Партнер международного центра защиты прав Globallaw Илья Красилов, отмечая этот шаг вперед, напомнил, что АУЕ – это не конкретная организация, а идеология, которую могут развивать и иные общественные или неформальные структуры. А потому есть риск, что противодействие воровской романтике превратится в борьбу с ветряными мельницами.
Напомним, что в этом направлении дело, судя по всему, и пошло. Например, зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Александр Башкин оперативно внес в Госдуму законопроект, предлагающий ввести понятие «криминальная субкультура», чтобы блокировать сайты с ее пропагандой в досудебном порядке. Поэтому-то эксперты «НГ» опасаются, что разворачивающаяся масштабная кампания, с одной стороны, может, и поможет победить воровскую идеологию, а с другой – с равным успехом может стать еще одной дубинкой в руках правоохранителей.
«Судя по происходящему, власти решили систематически бороться с пропагандой криминальной культуры среди молодежи, в первую очередь подростков. Но способ выбран неудачный», – заявил «НГ» руководитель информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. На уровне планирования, видимо, есть цель проще – привлекать к ответственности организаторов таких молодежных ячеек. «Но я боюсь, что на практике окажется не так, как задумано. Если появится установка заводить дела за участие в АУЕ, с большей вероятностью будут наказывать не закулисных кукловодов, а тех, кто первым бросается в глаза. Самые безбашенные, но далеко не самые опасные – это молодые люди из шаек», – отметил эксперт. Он допускает, что будет много некачественных дел «с натяжками», в том числе и из-за отсутствия четких критериев и разъяснений – к примеру, какие доказательства вины должны учитываться. «Кроме здравого смысла наверху нужно еще и качество оперативной работы. Проще говоря, сейчас мы видим хороший механизм, чтобы брать кого попало. Лучше бы власти придумали что-то заточенное конкретно под атаманов», – подчеркнул Верховский.
Как пояснил «НГ» доктор юридических наук Илья Шаблинский, АУЕ на самом деле не организация, это набор опасных и вредных для общества идей. С ними действительно нужно бороться, поскольку они пропагандируют «демонстративное несоблюдение законов и абсолютное непризнание власти». Однако, согласен эксперт, есть опасения, что под пресс могут попасть не воры или рецидивисты, а обычные подростки, которые по глупости воспользуются, скажем, запрещенной символикой. «Нельзя перегибать палку, не надо спешить запихать школьников в тюрьмы. Тогда они точно останутся в этой среде», – сказал Шаблинский. Он считает, что против воровского мира не помогут ни тотальные запреты, ни морализаторство. С людьми необходимо постоянно работать, например «обращать внимание на наличие этой идеологии в школах». Шаблинский также против сайтов-популяризаторов и за их блокировку, но только не в досудебном порядке: «У нас плохо работает правоприменение, экстремистами не раз признавали кого угодно, бессудные блокировки могут привести к очередным необоснованным ограничениям».
Адвокат Алексей Гавришев полагает, что на прекращение популяризации так называемых тюремной романтики и воровского образа жизни направлены различные изменения в УК. Ранее была введена уголовная ответственность за занятие высшего положения в преступной иерархии, а вот теперь будут сроки за причастность к АУЕ. «Таким образом, цель законодателя состоит не в борьбе с преступностью как с фактом, а в защите молодежи от информации, гламуризирующей и нередко оправдывающей деятельность организованной преступности в России», – считает эксперт. Однако, указал он, четкого регламента применения этих инструментов не существует. Скажем, законодатель прямо подразумевает применение принципа «вор должен сидеть в тюрьме» как для «авторитетов», так теперь и для тех, кого заподозрят в приверженности к АУЕ. «Важно правильно регулировать выявление таких лиц и привлечение их к ответственности, чтобы исключить злоупотребления и «палочные» дела», – заявил «НГ» Гавришев.
комментарии(0)