Фото агентства городских новостей "Москва"
Круглый стол на площадке Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) собрал новые для российского политического пространства партии - «За правду», «Новые люди», «Зеленая альтернатива» и «Партию прямой демократии» - чтобы выяснить, зачем они идут в политику и как собираются бороться за избирателя. Эксперты отмечают, что возможно кто-то из этой «четверки» сместит привычные, но уже устаревшие существующие партии, родом из 20 века.
Про Вячеслава Макарова, основателя Партии прямой демократии, всегда говорят с привязкой к его знаменитой игре World of Tanks. Макарову явно близки идеи цифровизации экономики, политики и социальной среды. Он считает, что необходимо создавать прямые каналы связи с избирателями на различных цифровых платформах. При этом Макаров так и не смог определить к какому направлению идеологии относится его партия, сообщив, что “мы исходим из убеждения, что избиратель знает лучше в любой ситуации. Мнение избирателя для нас важнее всего”.
Политолог, основатель дискуссионного клуба “Достоевский” Алексей Живов достаточно скептически отнесся к идее полной цифровизации: «Есть большие сомнения, что российское общество созрело для перехода к инструментам сетевой электронной демократии, а законодательство сможет надежно защитить гражданина от злоупотреблений и манипуляций его данными». По мнению эксперта современные бигдаты могут позволить найти и разрешить массу общественных проблем, сделать контроль и учет многих процессов легким и прозрачным, исключить бумажный фактор при голосовании и других государственных процедурах. Но не следует забывать, что люди, в руки которых попадает контроль над «цифрой» получают власть доселе не виданную в мире.
- Ярким примером цифровой вседозволенности служат сервисы Facebook проводящие политику «моральной диктатуры» и YouTube вводящие жесткую цензуру за пределами США и удаляющие аккаунты компаний и организаций без всякого права на адекватное разбирательство, - заметил Живов. Кроме того политолог вспомнил прошлогодний скандал на выборах в Мосгордуму, где «тестовое» электронное голосование неожиданно оставило за бортом заксобрания Романа Юнемана, лидировавшего по популярности в округе, позволив избраться представителю «Единой России».
Если Макаров видит политическое будущее в цифре, то Руслан Хвостов, лидер партии «Зеленая альтернатива», считает, что «будущее — за природоподобными технологиями. С ними всем нам будет комфортнее жить».
«Зеленая альтернатива» очевидно собирается по лекалам аналогичных партий в Европе. Также как и европейские «зеленые», российские двигаются в левой политической повестке социальной справедливости. Хвостов заметил, что конкурента в них увидела системная партия КПРФ функционеры которой ведут с молодыми зелеными политиками политическую борьбу, часто выходящую за рамки приличий. В этом году партия намерена побороться за депутатские места в промышленных регионах, как например Челябинская область, где экологические проблемы стоят наиболее остро. Как заметил политолог Фирдус Алиев, очевидно, что такой локальной активности будет недостаточно в будущем, чтобы попасть в ГосДуму.
Политолог Алексей Живов отмечает, что экологических проблем в России достаточно и “зеленая” партия могла бы вполне удачно выступить, но партия не принимала активного участия ни в одном из резонансных экологических протестов последнего времени.
“Тема экологических проблем в стране действительно острая, а последние экологические скандалы в Шиесе и у горы Куштау решались силовым способом. Для партии, которая хочет обратить на себя внимания и пройти в Думу, надо быть готовым к таким испытаниям в полевых условиях. Есть ли у них ресурсы и желание – вот вопрос».
Лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев был наиболее конкретен и смог четко рассказать, какие программные шаги он видит и что хотел бы изменить. В самом начале выступления он отметил, что “в обществе сформировался устойчивый запрос на обновление. Мы все представляем избирателей, которых не устраивает нынешняя политическая система, которым хочется нового”.
Целевая аудитория партии «Новые люди» — жители малых и больших городов, молодые люди и предприниматели, все те, кто может изменить Россию к лучшему сейчас, и в ближайшие 20 лет. У этой целевой аудитории есть ряд политических запросов на свободу слова, свободу собраний, честные открытые выборы, конкурентную экономику, а в регионах еще и на решение срочных инфраструктурных проблем.
Нечаев в отличии от Макарова открыто выходит в оффлайн, много ездит по стране, встречается с избирателями и кандидатов в депутаты находит буквально “в ручном режиме”. Все это люди уже состоявшиеся, имеющие определенный опыт.
«Новые люди», готовы конструктивно критиковать власть и политическую систему, но хотят держаться в правовом поле и вместо отрицания и бесконечного протеста, предлагать конкретные решения для конкретных проблем, по завету великого конструктора Королева: «Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь — отвечай!».
- Мы стараемся что-то критиковать, но при этом выдвигать предложения, а в идеале — что-то делаем, — объяснил Нечаев. — Мы, в частности, предлагаем реформу МВД. Давайте убирать «мобильные засады», которые так бесят людей, давайте ставить отбойники. Давайте избавим учителей от излишней отчетности. Наши кандидаты в разных регионах России уже сейчас ведут проекты своими силами. Избрание лишь масштабирует их работу. Мы строим партию как большую общественную силу, как место, где человек получает социальный лифт. Это партия людей прогресса, людей развития.
В отличии от своих конкурентов, Нечаев опирается на людей и партийное будущее связывает именно с ними. Не зря один из основных лозунгов звучит так: «Люди важнее».
- В одном с Нечаевым можно согласиться точно: путь к сердцу избирателя лежит через решение конкретных региональных проблем в инфраструктуре, безопасности, экономике и экологии. Политики, решающие эти проблемы приобретают популярность и любовь избирателей. Потому тактика «малых дел» и опора на регионы, может дать действительно хороший электоральный результат. Но смотреть люди будут не на партию, а на ее кандидата, - считает Алексей Живов.
Политолог так же отметил, что для политиков наступает время «новой искренности». Избиратели в России перестали верить словам, они верят делам. Если политик может доказать делом свою искренность, он может рассчитывать на неожиданно высокую поддержку избирателей на фоне протестного голосования против системных кандидатов. И в этом политическом раскладе у «Новых людей» самые большие шансы для выигрыша.
Брутально и даже несколько агрессивно на фоне остальных смотрелась партия «За правду» Захара Прилепина. Ее представлял на круглом столе идеолог Александр Казаков, поскольку сам основатель партии и писатель находился в поездке. В отличии от “танчиков” и “зеленых”, “прилепинцы”, как и “нечаевцы” имеют четкую идеологическую основу (на этом их схожесть заканчивается). По словам Казакова основа их партии — это сторонники Донецкой республики и бывшие члены национал-большевистского движения (запрещенного в России). Национализация, империя, социальная справедливость — таковы идеи партии «За правду».
Алексей Живов, отмечает, что у бывших нацболов очень своеобразное представление о социальной справедливости. Как известно, они всегда боролись против богатых.
- То есть, все будут жить, как в Союзе одинаково бедно? Потому что затраты на имперскую политику, не оставят надежды на достойную жизнь. Мы это уже проходили с СССР, и это нас тогда разрушило, - напоминает политолог.
«Социальное расслоение, которое сейчас есть, недопустимо, оно унижает человеческое достоинство и создает риски для государства. Не надо актуализировать древние вольнолюбивые инстинкты русского народа, мало никому не покажется! Мы считаем государство самостоятельной ценностью нашего народа. Мы создаем народное ополчение: если власть, как это было в 2014 году на Украине, не примет жесткие решения, мы примет их сами и не дадим разрушить государство», — обрисовал повестку Казаков.
Этот призыв прозвучал более чем революционно. Особенно, если учесть генетическую память русского народа и глубокий страх перед очередным “раскулачиванием”, которым почему-то всегда заканчивались все подобные идеи про “народное ополчение”.
- Возникает резонный вопрос, зачем политической партии ополчение, - комментирует Живов, - если в России более 2,5 млн силовиков и огромный бюджет на безопасность. И не понятно, зачем «За правду» пугает слушателей русским народом? Выставляя его каким-то спящим драконом? Странно одновременно говорить про интересы большинства, и представлять это большинство перманентной угрозой.
Менее чем через месяц все новые политические партии пройдут через «огонь» первых выборов, и мы узнаем, что больше нужно избирателям Белгорода, Рязани или Благовещенска: цифровизация и прямая демократия, имперские идеи и ополчение, защита животных и зеленых насаждений, или решение конкретных региональных и федеральных проблем в рамках право-либеральной модели.
Среди лидеров новых партий только двое пришли в политику из бизнеса, где доказали свою состоятельность как лидеры и управленцы, но только Нечаев предлагает работать с каждым человеком и каждой проблемой, потому что люди важнее.
комментарии(0)