Оппозиционный кандидат из Самары не убедила местные комиссии в подлинности собранных подписей. Фото со страницы Марины Евдокимовой в «ВКонтакте» |
С Евдокимовой случилась обыкновенная предвыборная история: она не получила регистрацию из-за того, что не представила пару десятков достоверных подписей граждан.
Точнее, это задействованные самарскими избиркомами почерковеды не смогли признать таковыми данные автографы.
Активистка штаба Навального в ответ пошла по уже проторенному оппозиционерами пути – и пригласила подписантов, а именно своих соседей, знакомых и вроде бы даже родственников, лично или под видеозапись свидетельствовать о поддержке кандидата. И, конечно, комиссии привычно отказались принимать такие свидетельства, потому что эксперты знают лучше, а подписанты – люди заинтересованные. Кстати, в России уже есть и судебные решения на тот же счет, когда граждан, расписавшихся в подписных листах оппозиционных кандидатов, признают не вызывающими доверия очевидцами отсутствия нарушений в сборе подписей. Тем самым суды как бы дают понять, что подписываться следует за тех, кто лоялен власти. Это, конечно, противоречит нормам Конституции и прямо-таки перпендикулярно закону об основных гарантиях избирательных прав граждан.
Центризбирком навальнистку защитил, хотя она и вела себя дерзко. Евдокимова участвовала в заседании ЦИКа по видеосвязи, видимо, из помещения самарской комиссии, но позволяла себе едкие замечания в адрес привлеченных графологов. В какой-то момент вспылил зампред ЦИКа Николай Булаев, пообещавший, что он потребует дополнительных исследований. И спросил у жалобщицы, понимает ли она уголовные последствия для себя в случае обнаружения фактов фальшивых подписей. Евдокимова изобразила позу революционерки, идущей на каторгу, но тут вмешалась Памфилова. Она считает, что ЦИК не должен замещать собой прокуратуру. А член ЦИКа Николай Левичев вообще заявил, что в механизме сбора подписей явно надо что-то подправить.
Кстати, он напомнил о том, что мало кто знает или помнит: в статьях закона о муниципальном фильтре для кандидатов в губернаторы есть такая норма, что в случае сомнения комиссия может спросить того или иного депутата, а ставил ли он данную подпись. Левичев полагает, что для тех выборов, где надо собрать немного подписей, такой инструмент – опрос граждан должен быть. Центризбирком, судя по словам Памфиловой, видимо, к этой проблеме вернется. Вопрос лишь в том, когда и с приложением каких усилий, а то ведь можно и до выборов в Госдуму не успеть.
Но пока ЦИК полностью погружен в выборы 13 сентября, а точнее, 11–13-го. В связи с этим там прошла презентация модернизированных сейф-пакетов для хранения досрочно заполненных бюллетеней. Напомним, что комиссиям по итогам каждого дня голосования предписано вынимать бюллетени из урн и запечатывать их в эти пакеты. Они представляют собой чудо избирательных технологий: усиленный пластик, специальная клеевая лента, которая после применения вскрывается с сигналом о несанционированном доступе – по шву появляется надпись красными буквами. Секретарь Центризбиркома Майя Гришина провела настоящую презентацию главной надежды российской демократии на достоверность результатов выборов и обмолвилась, что ЦИК сделал дополнительные закупки таких сейф-пакетов. Остается только надеяться, что в этом году бюджет ведомства Памфиловой, а может, и всей страны от таких дополнительных расходов не разорится. Но к думским выборам, конечно, предстоят серьезные затраты.
комментарии(0)