0
3165
Газета Политика Интернет-версия

06.09.2020 20:00:00

Госсовет остается инструментом президента

Главам субъектов России вернут законный федеральный статус

Тэги: конституция, госсовет, закон, путин, интервью, губернаторы, федеральный статус


конституция, госсовет, закон, путин, интервью, губернаторы, федеральный статус В последние годы администрация президента экспериментировала с форматами общения губернаторов и федеральных министров. Фото с сайта www.kremlin.ru

Для документального фильма «Непременный Госсовет» телекомпания «Россия 1» приберегла часть интервью президента. Он назвал эту структуру инструментом, который доказал эффективность, а потому теперь прописан в Конституции. Но Владимир Путин не стал объяснять, в чем будет заключаться повышение роли Госсовета. Судя по всему, всего лишь в законодательном возвращении главам регионов формального статуса федеральных политиков.

«Мне кажется, именно потому, что работает, его нужно затвердить в Основном законе. Нужно легализовать его, придать ему большую значимость, большее значение», – вот и все, что сказал Путин о Госсовете в телефильме 5 сентября. «Не возражаете против вопросов о Госсовете?» – спросил президента телеведущий Сергей Брилев, делая вид, будто случайно с ним столкнулся. Путин, понятное дело, ответил, что не возражает.

Но дело, конечно, не в фирменном стиле Брилева изображать, что интервью с главой государства – это некий «рояль в кустах», а в том, что, собственно, никаких подробностей о мерах по усилению значимости Госсовета зрители не узнали.

«Это всегда имеет смысл, когда мы обобщаем то, что было достигнуто, и то, что эффективно работает, затверждаем это и используем его в будущем, этот инструмент», – пояснил Путин. Судя по всему, слово «инструмент» было использовано им не случайно, именно таковым Госсовет все 20 лет своего существования и был. Понятно, что инструментом он являлся в руках президента, – и есть очень большие сомнения в том, что хозяин этого предмета вдруг захочет превратить его в самостоятельного субъекта.

При этом, хотя Путин и не стал раскрывать каких-то подробностей материализации в законодательстве нового статуса Госсовета как органа, прописанного в Конституции, его разъяснения о прошлых мотивах вполне годятся и для нынешней ситуации. «Мне не хотелось, чтобы губернаторский корпус был списан с федеральной повестки дня, с федерального уровня власти. Во-первых, у них очень большие полномочия, от их работы и результатов зависит и общефедеральное самочувствие по всем вопросам жизнедеятельности страны. И они должны чувствовать себя в полном смысле этого слова востребованными людьми на федеральном уровне», – отметил Путин. Второй причиной написания тогдашнего указа он назвал необходимость найти такой механизм, который «позволял согласовывать на общефедеральном уровне региональные проблемы, обмениваться практиками лучшими, опытом и использовать их наработки для принятия общефедеральных решений».

Напомним, что региональные руководители потеряли свой законный федеральный статус в начале 2000-х годов из-за изменения порядка формирования Совета Федерации. Тогда главы субъектов РФ и спикеры заксобраний перестали входить в состав верхней палаты по должности. Вскоре было отменено и прямое избрание губернаторов. Теперь им решено вернуть регалии политических тяжеловесов посредством закона о Госсовете. Кстати, указ Путина о его создании 1 сентября 2000 года, как показывает несложный ретроспективный анализ, и был началом операции Кремля по обнулению тогдашнего губернаторского корпуса. Напомним, что выборность его представителей была прекращена в 2005 году под предлогом усиления централизованного управления страной в условиях террористической угрозы.

За семь лет безвыборности губернаторов федеральные финансово-промышленные группы укрепились во всех ключевых отраслях, появились целые группы регионов, зависящие от того или иного властного клана или «башни». Сами же главы субъектов РФ стали чиновниками, причем не слишком крупного уровня. Хотя термин «большое правительство» формально и включал в свой состав и региональных руководителей, но, например, перед Минфином большинство из них слова не имели. После того как в 2012-м прямые выборы губернаторов возобновились, буквально за несколько лет была создана система, которая это право президента назначать, по сути дела, сохранила – через институт временно исполняющих обязанности губернатора, появлявшихся за полгода-год до выборов. Сбои избирательной кампании 2018 года, когда в ряде субъектов РФ вопреки воле Кремля избрались как бы оппозиционеры, эту систему не сильно изменили, а лишь сильнее укрепили.

И вот теперь решено вернуть губернаторов в федеральную политику, но никто, похоже, и не думает, чтобы на местах росли собственные управленческие, а тем более политические кадры. Так что в принципе «НГ» угадала основную направленность будущего закона о Госсовете (см. номер от 02.09.20) – это будет своего рода переложение в современных юридических терминах текста указа 20-летней давности. Напомним, что о сохранении роли президентского органа и за новым Госсоветом высказался, например, председатель Госдумы Вячеслав Володин. В документальном фильме он эту свою позицию повторил: «Мы страна с федеративным устройством. У нас регионы возглавляют губернаторы, которые избираются. Они могут быть представителями самых разных партий, могут быть беспартийными. Крайне важно, чтобы они участвовали в управлении государством и могли более эффективно представлять своих избирателей в федеральных структурах с тем, чтобы с их участием вырабатывались решения. И вот эту задачу Госсовет, созданный президентом Путиным, решил».

Однако по содержанию законопроекта спикер высказался более общими словами, пояснив, что он нужен, чтобы «поправка к Конституции уже была наполнена конкретным содержанием, появились в том числе положения и о полномочиях, и о членах Госсовета, и об участниках, и о форматах работы». Сейчас, напомним, в Госсовет входят руководители регионов, палат Федерального собрания и парламентских фракций. Володин считает, что кооптация, скажем, генпрокурора или главы Счетной палаты может иметь значение для большей координации контрольно-надзорных мероприятий между федеральным Центром и субъектами РФ, но полагает, что пока это нужно продолжать обсуждать. Что же касается полномочий, то, если исходить из логики, что Госсовет – это инструмент президента, они могут быть самые обширные, но делегируемые от случая к случаю, а не прописанные на постоянной основе. Как это сейчас и зафиксировано в указе от 01.09.2000 с последующими изменениями и дополнениями. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 11-14 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 11-14 ноября в зеркале Telegram

0
375
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
2065
Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
2317
Приоритеты Госдумы определили избиратели и президент

Приоритеты Госдумы определили избиратели и президент

Иван Родин

В законе о приеме в школы детей мигрантов свяжут защиту семейных ценностей и борьбу с нелегалами

0
1951

Другие новости