Кандидат в губернаторы Иркутской области от КПРФ недоволен, что его считают лоббистом интересов Китая. Фото со страницы Михаила Щапова в «ВКонтакте»
Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Александр Брод подготовил исследование об эксплуатации «языка ненависти» в период избирательных кампаний. В его докладе говорится о том, что на имеющиеся недопустимые факты использования в предвыборной агитации тем национализма и мигрантофобии власти совершенно напрасно реагируют избирательно. Провластным кандидатам такое обычно прощается, оппозиционным политикам – нет.
Презентуя свое исследование в Общественной палате РФ, Брод заявил, что проявления национализма в политической борьбе требуют первоочередного внимания в преддверии выборов 13 сентября. По его словам, использование националистических и мигрантофобных мотивов для дискредитации политконкурентов является традиционным элементом черного пиара. В ход идут этнонационалистические материалы и лозунги, интолерантные настроения, ксенофобные архетипы.
В последние годы, считает Брод, эти приемы активнее практикуются и на Западе, в частности в странах Евросоюза. Он напомнил, что МИД РФ отметил «нечистоплотность», которая сопровождала гонку за голосами в ходе прошлогодних выборов в Европарламент. А вот президент России Владимир Путин неоднократно осуждал «язык ненависти» и шовинистские лозунги в предвыборных целях, призывая к «абсолютной нетерпимости» к ним, подчеркнул Брод.
В его докладе отмечается, что вообще-то всплеск националистической риторики в РФ пришелся в основном на 1990-е – начало 2000-х годов. Но она до сих пор остается частью пропагандистских приемов. Скажем, сразу два инцидента произошли в этом году в Ульяновске, где проходит кампания по переизбранию гордумы. Кандидат в депутаты от «Коммунистов России» Андрей Гурин заявил в суд о признаках расизма в материалах выдвиженца движения «Против всех» Анны Карвалейру из-за использования лозунга «Все мы «негры». Хотя сама она выглядит именно таким образом, все-таки встал вопрос о снятии ее с выборов. Но в итоге суд отказался принять такой иск, пояснив, что оба избирательных объединения таким образом стараются отнять голоса протестного электората у КПРФ. А в начале сентября губернатор Ульяновской области Сергей Морозов подал иск о защите чести и достоинства уже против кандидата от этой партии. Вице-спикер Заксобрания Айрат Гибатдинов якобы выпустил агитацию в виде изображения Морозова с пририсованными усиками щеточкой и надписью полуцензурного характера, разъясняющей замысел этой картинки всем, кто не понял, с кем коммунист сравнивает губернатора.
И уже на этой неделе стало известно о решении кандидата в губернаторы Иркутской области от КПРФ Михаила Щапова обратиться в Следственный комитет из-за распространения от его лица фейковой агитации. Ему приписали идею в школах вместо английского и немецкого языков внедрить изучение китайского. Появились и баннеры якобы Щапова, написанные китайскими иероглифами, а это, по словам кандидата, уже «пересекается с разжиганием межнациональной розни и может иметь некрасивые последствия».
С одной стороны, Брод в своем исследовании отметил положительную тенденцию – мол, за последние годы наблюдается снижение «использования националистической риторики, агрессивной ксенофобии и мигрантофобии на выборах в России». Это, по его мнению, объясняется как ростом политической культуры, так и улучшением правоприменительной практики, когда в отношении нарушителей применяют и административные, и уголовные санкции. Еще одна причина – это резкое сокращение националистов среди кандидатов, поскольку их программы, «построенные лишь на отрицании и негативе и лишенные рациональной составляющей, перестали пользоваться успехом у электората», считает Брод.
Но с другой стороны, сказал он «НГ», хотя националистическая тема и не доминирует на выборах для повышения рейтинга кандидатов или, наоборот, для его дискредитации, она до сих пор используется для усиления эффекта агитматериалов. «Предвыборные обещания строятся на сугубо прагматических целях, кандидаты обещают дороги, благоустройство, социальные объекты. Те же, кто критикует действующих чиновников, могут и попенять им за невнимание к нуждам и культуре государствообразующего народа. Могут также разыгрывать национальную карту в сфере языка или образования и местные элиты – с целью политического торга и усиления собственных позиций», – пояснил Брод. И если на выборах в Госдуму и президента даже оппозиционные кандидаты более активно играют на патриотических чувствах и теме «внешнего врага», то на местных выборах может педалироваться и национальное происхождение конкурента – явное или выдуманное. Или, отметил Брод, кого-то запросто могут обвинить в том, что он выступает за привлечение в регион мигрантов или, напротив, лоббирует лишь интересы какого-то местного малого народа и бизнес его представителей.
Проблема, заявил эксперт, в том, что власть реагирует на подобные грязные технологии избирательно: если кандидат ей близок и дорог, его могут лишь пожурить, посоветовав снять сомнительную тему. Если не близок, то могут снять с выборов и даже привлечь к ответственности. Хотя, заметил Брод, «поскольку межнациональное спокойствие – это один из критериев оценки деятельности главы субъекта РФ, данной темой кандидаты от партии власти стараются не злоупотреблять». Но он уверен, что с учетом тенденции к росту протестных настроений и политической нетерпимости идеи радикального национализма и ксенофобии будут более заметно разыгрываться в будущем году даже на выборах в Госдуму.
Брод сообщил «НГ», что члены СПЧ ведут мониторинг проявлений национализма в ходе выборов, «обращая внимание ЦИК РФ и правоохранительных органов на возникающие проблемы». Эксперт считает, что такой контроль надо усиливать, подключать к нему новых участников – уполномоченных по правам человека, общественные палаты субъектов РФ, региональных правозащитников.
Как пояснил доктор юридических наук Илья Шаблинский, факты националистических проявлений на практике встречаются, есть примеры, когда из-за них кандидатам отменяли регистрацию. Хотя, подтвердил он, если высказывания принадлежат провластным политикам, то это, как правило, им сходит с рук. Но по-настоящему реальная проблема, заявил Шаблинский, заключается в действительно негативном отношении значительной части россиян к выходцам из Средней Азии, «безусловно, есть очень жесткие антимигрантские настроения». И борьба с этим какими-то профилактическими мерами, считает он, бессмысленна: «Нужно, чтобы государство не допускало сомнительных высказываний – особенно со стороны своих представителей – в адрес любых наций и народов. Но мы помним случай государственной политики национализма, когда в 2014-м в ходе явной антиукраинской пропаганды и в адрес самих украинцев даже с весьма высоких трибун сыпались оскорбительные высказывания».
комментарии(0)