Когда голосовали за поправки к Конституции, даже экспертам трудно было предусмотреть законотворческую коллизию. Фото агентства «Москва»
Работа по модернизации законодательства для его приведения в соответствие с обновленными положениями Конституции РФ, очевидно, застопорилась. Первый пакет проектов внесен президентом 22 сентября, но их первое чтение лишь предварительно назначено на вторую половину октября. Давно обещанная инициатива по полномочиям Госсовета в Госдуме вообще не появилась. Зато становятся известны планы, например, по дальнейшему огосударствлению местного самоуправления, которое станет частью исполнительной вертикали. Как и предсказывала «НГ», вместо точечной корректировки правового пространства Кремль решил провести его масштабную чистку. Скорее всего нормы «Конституции 4 июля» получат в законах расширенное толкование.
В утечках информации о содержании будущих «конституционных» изменений законодательного поля страны, которые публикуются сетевыми СМИ, обнаружилась интересная подробность. Напомним, что в Конституцию введено понятие «единая система публичной власти», а обеспечивать «согласованное функционирование и взаимодействие» входящих в нее органов поручено, конечно, президенту. В официальном перечне законов, изменение которых завязано на поправки к Конституции, однако, нет упоминания документа, определяющего, что это такое – «единая система публичной власти».
Как сообщило издание ura.ru, есть данные о том, что такой законопроект, видимо, будет создан. Его напишут путем соединения и скорее всего расширения двух законов – о госслужбе и об общих принципах организации местного самоуправления.
Уже якобы известно, что по новому закону губернаторы получат возможность отправлять в отставку мэров муниципальных образований в связи с утратой доверия. То есть это будет аналогичное полномочие тому, которое президент РФ имеет сейчас в отношении самих глав регионов. Более того, не исключено, отмечает ura.ru, что губернаторы смогут и назначать этих мэров без вхождения в сложные процедуры формирования конкурсных комиссий на паритетных основах с местными депутатами, а вообще напрямую. Иными словами, это будет примерно такой же механизм, как тот, в соответствии с которым президент назначает руководителей ряда субъектов РФ – скажем, на Северном Кавказе или в северных автономных округах.
С одной стороны, изыскания ura.ru выглядят сомнительными хотя бы потому, что эти полномочия – назначать и снимать мэров – у губернаторов в принципе имеются и сейчас. Может быть, они более сложно сформулированы, но тем не менее они существуют. Напомним, однако, что в той же обновленной Конституции теперь прямо написано: «Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом». Таким образом, без громких криков муниципалитеты уже вписаны в вертикаль исполнительной власти. И поэтому в Кремле решили, что слово «могут» все-таки лучше будет понимать как «должны» – и написать соответствующий закон. Исходя из того понимания, что после плебисцита 1 июля теперь можно все, что необходимо.
Инициативные граждане требуют возвращения прямых выборов мэров, а власти готовят полную отмену этой процедуры. Фото со страницы «Народная инициатива. Свердловская область» в Facebook |
Судя по всему, сейчас именно этот процесс и происходит. Напомним, что первый пакет «конституционных» законопроектов в количестве восьми штук президент Владимир Путин внес только 22 сентября. В их перечне оказались те, которые в основном требовали механического переноса в их тексты норм Основного закона. Но и тут возникла нужда в некой паузе. Дело в том, что два документа представляли собой новые редакции закона о правительстве и конституционного закона о Конституционном суде. В них уже оказалось много того, о чем не говорилось в поправках к Конституции. Поэтому весь первый пакет запланирован для первого чтения в Госдуме на вторую половину октября, но при этом лишь предварительно.
Скорее всего законотворческие аппетиты власти, как это часто и бывает, по мере анализа правовой базы страны только разрастаются. И теперь, по уже сложившейся традиции, каждый паровоз, то есть тот или иной законопроект, потащит через Госдуму уже гораздо большее количество вагонов в виде каких-то изменений и дополнений. Похоже, частично тем же самым объясняется и задержка с представлением депутатам от президента проекта закона о Госсовете. Предполагалось, что этот документ на Охотном Ряду начнут изучать еще на прошедшей неделе. Но затем выяснилось, что подготовка инициативы пока продолжается. Однако вокруг закона о Госсовете, видимо, до сих пор не прекратились споры внутри самой власти. Что же касается превращения местного самоуправления в часть единой государственной власти, то по этому поводу споры вряд ли возникнут. Вопрос вот в чем: после предстоящего обновления законодательства останутся ли там следы от также специально прописанных в Конституции положений на тот счет, что низовые власти, дескать, могут проводить самостоятельную финансовую и экономическую политику в пределах своей компетенции и имеющихся ресурсов?
комментарии(0)