Яблочница заявила карельским единороссам, что поправками к выборному закону они сами расшатывают политическую стабильность. Фото со страницы Эмилии Слабуновой в «ВКонтакте» |
«Эту спецоперацию, проведенную с нарушением установленных процедур и исключительно в интересах «Единой России», стремительно теряющей популярность, но обладающей мощным административным ресурсом, можно назвать очередным политическим шулерством», – заявил глава калининградского отделения «Яблока» Игорь Плешков.
Партия выступила против изменения системы выборов в областном центре – чисто мажоритарной вместо смешанной, да еще с одновременным сокращением количества округов. Интересно, что проведенные ранее общественные слушания по вопросу о замене депутатов-списочников на одномандатников окончились поражением властей. Однако 20 октября спикер гордумы единоросс Андрей Кропоткин поправки в областной устав внес в повестку заседания с голоса.
Между тем Карелия стала первым регионом, который в соответствии с федеральным законом ввел требование об обязательной регистрации по месту жительства в субъекте РФ тех граждан, которые собираются стать там наблюдателями. Заксобрание республики приняло в первом чтении законопроект, лишающий приезжих права наблюдать за региональными и местными выборами. Скоро подобные инициативы поступят в парламенты других регионов.
Карельский депутат от «Яблока», член федерального политкомитета партии Эмилия Слабунова перед голосованием против «крепостного права» и трехдневного голосования на пеньках заявила, что «нельзя загонять в региональные клетки наблюдателей, потому что у каждого гражданина есть право на жизнь в правовом государстве в соответствии со статьей 1 Конституции». То есть у всех есть право на свободу передвижения и выбора места жительства. «Граждане, которые переживают за то, чтобы власть была легитимная и качественная, должны иметь возможность контролировать государство и избирательную систему. Такой общественный контроль на выборах является одной из гарантий сохранения нашего государства как правового», – подчеркнула Слабунова.
Она пояснила «НГ», что Карелия первой ввела наблюдение по прописке. При этом, напомнила Слабунова, в республику многие наблюдатели традиционно приезжали в основном из Петербурга и Новгорода. «Если не будет наблюдателей из других субъектов РФ, наблюдение сократится существенно», – сказала она. По поводу сокращения доли партсписков Слабунова отметила: «Новация имеет целью, с одной стороны, вывести ЕР из-под ответственности за сделанное, а с другой – не дает другим партиям возможность официально сформировать свою фракцию. И наконец, в одномандатных округах кандидатам от партии власти проще победить, поскольку там административный ресурс работает жестче. И сейчас процесс упразднения партсписков обрел массовый характер».
Зампред «Яблока» – глава аналитического управления партии Иван Большаков напомнил, что «сокращение пространства свободных выборов происходит повсеместно». Например, прямые выборы мэров отменили минимум в 75% из 2 тыс. городов, если же говорить только о столицах субъектов РФ, то такие выборы остались в 5 или 6. Разрастается и тенденция на увеличение доли мажоритарных выборов. По подсчетам «Яблока», уже половина гордум выбираются теперь на 100% по мажоритарной системе. А в заксобраниях просто меняют соотношение депутатов, что произошло уже примерно в трети из них. Вводятся такие пропорции: либо 75% одномандатников на 25% списочников, либо 66% на 34%. «Это происходит потому, что в последние пару лет ЕР только теряет поддержку, вот власть и идет на различные уловки типа самовыдвиженцев от социально одобряемых профессий», – подчеркнул Большаков. Что касается региональных избирательных законов, то они приводятся в соответствие с федеральным законодательством. Этот тренд в стране только начинается.
Глава Центра законодательных инициатив «Яблока» Елена Дубровина (член ЦИК России с 1999 по 2016 год) считает, что в последние годы наблюдается тотальная деградация избирательной системы. Тренд идет волнами сверху вниз – от федерального законодательства к региональным. Но главная отрицательная новация этого года в том, что многие вещи теперь вообще не регламентируются законами, они отданы на откуп ЦИКу и региональным избиркомам, заметила она. «Неоправданно, бессмысленно зарегулированный порядок выдвижения и регистрации кандидатов практически исключил возможность на участие в выборах инакомыслящих граждан и реально оппозиционных партий. Процесс голосования на выборах становится сумбурным и хаотичным, абсолютно непрозрачным и бесконтрольным со стороны общества. И вот уже предпринимаются действия по ослаблению эффективно зарекомендовавшего себя института наблюдения. Все это значительно снижает доверие к выборам», – заявила «НГ» Дубровина.
Член совета движения «Голос» Аркадий Любарев подтвердил, что тенденция на деградацию института выборов отчетливо видна. Например, то же «крепостное право» для наблюдателей снижает уровень прозрачности. «Еще год назад на совещание по избирательной системе в администрации президента пообещали либерализацию, например, снятие ограничений для наблюдателей – и ничего такого не произошло. Наоборот, только сильнее пошли ограничения. Наверное, так происходит потому, что во власти боятся поимки фальсификаторов за руку именно наблюдателями. А без нарушений нужных результатов для власти, видимо, уже не получить», – подчеркнул эксперт. Любарев подтвердил, что сокращение списочных мест в заксобраниях и гордумах – это сужение электорального пространства для оппозиции. Он напомнил, что соответствующий законопроект сенатор Андрей Клишас внес еще в 2013 году, когда впервые началось падение рейтингов партии власти, но после присоединения Крыма с 2015 по 2018 год инициатива была заморожена. «Возродили к жизни ее после пенсионной реформы два года назад и стали активно раскручивать уже на уровне региональных центров», – заметил Любарев, который считает, что тенденция к снижению прозрачности выборов будет идти и дальше. Он согласен с мнением Дубровиной об опасности того, что «сейчас многое определяется не законами, а инструкциями избиркомов». По его мнению, плохо это хотя бы тем, что инструкции легче изменить, принимаются они в менее публичном формате, да и ответственность за их нарушение ниже, чем за преступление закона.
комментарии(0)