Фото Reuters
В Госдуму внесены поправки к закону о митингах, которые де-факто меняют уведомительный принцип организации мирных акций на разрешительный. Вопреки ст. 31 Конституции вводятся приоритет отказных решений со стороны органов власти и механизм признания публичным мероприятием любого собрания граждан. Под видом запрета на иностранное финансирование уличной активности по факту запрещается такой формат выражения общественного мнения, как сбор средств на проведение протестов. Очереди на одиночный пикет теперь будут считаться несанкционированным действием.
Формально два поступивших в Госдуму законопроекта подписаны депутатом от «Единой России» Дмитрием Вяткиным. Однако он, похоже, не более чем исполнитель решений, принятых совсем в других местах.
По каким-то соображениям эти решения вдруг понадобилось реализовать как можно быстрее, а потому наличие у спецоперации координирующего центра скрыть не удалось. Впрочем, для властей, возможно, прежние рамки правовых приличий теперь значения не имеют. А потому дела можно устраивать так: комиссия Совета Федерации по защите госсуверенитета едва только предложила установить ограничения на иностранное финансирование публичных акций, а документ уже зафиксирован в законодательной базе нижней палаты.
Председатель комиссии СФ Андрей Климов сообщил, что предлагается «ввести регулирование порядка финансирования публичных мероприятий, ограничение иностранного финансирования и введение административной ответственности за нарушение порядка финансирования». У Вяткина в одном из проектов это все прописано досконально, а значит, этот текст на коленке написан быть не мог, он готовился заранее. При этом разделение поправок к закону о митингах на две части, скорее всего, означает, что какую-то надо будет провести более оперативно, а другую – еще можно и немного обсудить.
Судя по всему, приоритет будет отдан именно запрету иностранного финансирования, но по большому счету последнее будет лишь предлогом. На самом деле в законопроекте для оппозиции вообще закрывается возможность для сбора средств на протестные акции. Каждый человек должен будет указать при перечислении свои полные данные, то же самое обязаны делать и юрлица. Если митинг не состоялся, его организаторы обязаны деньги вернуть, а если остались сэкономленные средства – вернуть в пропорциональном размере. Понятно, что такая бухгалтерия мало кому будет по силам.
За использование анонимных или недопустимых пожертвований, например от НКО-иноагентов, декларируется ответственность. Видимо, власти пока еще не придумали, какую вводить – административную или уже уголовную. Организатор сможет ее избежать, если докажет, что он заранее не имел информации о получении неправедных денег. Как показывает правоприменительная практика, сделать это перед лицом полиции, прокуратуры или даже в суде просто нереально.
Если же изучить другой законопроект условного Вяткина, то становится понятно, что мало кто из оппозиционеров сможет добраться до стадии сбора средств на проведение митинга. Сейчас в ст. 5 закона указано, что за три дня до предполагаемой акции ее организаторы должны сообщить властям о принятии предложений об изменении времени или места либо о своем несогласии с этим. Но теперь процедура меняется: если согласия удалиться, скажем, на окраину, да еще в 6 утра, не высказывается, то и акция в данный конкретный день не проводится.
Еще одна интересная новация – это возможность для властей вместо заявленных, например, шествия, а потом митинга согласовать лишь один из форматов. Если же организатор с этим не согласен, то мероприятие отменяется. Вводится и такая «резиновая» норма: «Решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу публичным мероприятием может быть признано массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленное на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики». Это ответ на оппозиционное ноу-хау: проводим не митинг, а, к примеру, сбор подписей или подачу обращений в администрацию президента. Кстати, очереди на одиночные пикеты теперь тоже будут требовать согласования.
Явно будут злоупотребления с применением и такого нового положения, как неточная агитация. Если организаторы вдруг начинают рассказывать гражданам не о тех целях акции, что указаны в уведомлении, или обещают другую численность, маршрут и т.д., то они обязаны подать новое заявление, а прежнее уже не считается согласованным. Но вишенкой на торте следует считать вовсе не появление в законе свода правил поведения на акциях протеста представителей СМИ, для которых государство выработает специальные отличительные признаки.
Венец законотворческой мысли – это, очевидно, наконец-то дошедшее до власти понимание, что право на свободу собраний можно просто взять и отменить. «В случае если в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта либо при наличии реальной угрозы их возникновения (совершения) не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия», то госорган «незамедлительно» предлагает организатору изменить время и место акции. Если же подозрения об угрозе возникли накануне митинга или прямо в день проведения, то организатору будет тут же сообщено, что ничего не состоится, но у него, безусловно, остается право когда-нибудь потом подать новое прошение.
комментарии(0)