От Сергея Коновалова (слева) ждут создания эффективных механизмов для защиты жертв поборов. Фото с сайта www.77.fsin.gov.ru
Коалиция правозащитников под эгидой проекта Gulagu.net заявила о начале широкомасштабной кампании под названием «Антипобор». Она направлена на борьбу с иерархией и вымогательствами в учреждениях Уголовно-исполнительной системы (УИС). Большинство зон, говорят эксперты, стали «калошами»: вседозволенность криминалитета, массовые издевательства и поборы среди обычных зэков. Активисты теперь рассчитывают договориться с ФСИН о введении отдельного состава для тех, кто обкладывает данью своих же сокамерников.
По словам правозащитников, желание продвинуться по службе и обогатиться толкает многих сотрудников ФСИН на сговор с «активистами» и «криминальными лидерами», которые помогают силовикам «выколачивать» из тюремного контингента не только признательные показания, но и довольно крупные суммы. Основная часть сидельцев, отмечают активисты, находятся сейчас в заведомо беспомощном положении. И теперь от нового руководства ФСИН ждут активных действий по пресечению незаконных коррупционных схем и выработки «эффективных механизмов для защиты жертв поборов в тюремных застенках».
В Министерство юстиции и ФСИН уже направлены конкретные предложения о криминализации любых попыток со стороны заключенных вымогать деньги у своих же сокамерников. «Мы предлагаем разработать и внести в Госдуму законопроект о введении в УК РФ новых видов преступлений, которые регулярно совершаются во многих местах принудительного содержания – пытки, «пресс-хаты», вымогательство», – подчеркивают авторы. Современные технологии позволяют вымогать у заключенных не только деньги, но и имущество, оставшееся на воле, – машины, дома, а также вгонять в долги и кредиты их родственников.
По подсчетам экспертов, оборот таких вымогательств внутри учреждений УИС сейчас составляет не меньше 5 млрд руб. в год.
Вместе с тем в их письме говорится о необходимости декриминализировать («по принципу примечаний к ст. 291 УК») деяния участников так называемых «пресс-хат» и АУЕ-сообществ (запрещенное в РФ), если эти люди добровольно сообщили о своем участии в подобных схемах, раскаялись и дали весомые показания против своих бывших подельников. Государство должно создать стимулы и защитные механизмы и предоставить их тем, кто помогает в разоблачении «пресс-хат» и различных преступных групп и сообществ.
Говорится и о том, чтобы «ввести дополнительно в ст. 285 УК часть 4 в следующей редакции: «Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено в отношении лица, содержащегося в учреждении, обеспечивающим изоляцию от общества, наказывается лишением свободы от 7 до 12 лет».
Авторы посетовали, что в настоящее время в нескольких сотнях колоний и изоляторов действует так называемая форма управления «калоша», где идет сращивание тюремщиков с криминальной иерархией. Правозащитники напоминают, что лишь недавно увидели реакцию –после обновления аппарата ФСИН чиновники в некоторых случаях все же стали принимать меры для пресечения деятельности ОПС.
Так, накануне в пресс-службе Управления собственной безопасности ФСИН сообщили, что в одном из столичных изоляторов № 4 вычислили группу, состоящую не менее чем из 50 приверженцев движения АУЕ (запрещенного в РФ). Они насаждали среди сокамерников криминальные порядки и регулярно вымогали с них деньги, угрожая физической расправой.
Также источник в Минюсте рассказал правозащитникам, что прокуратура РФ внесла представление начальнику УФСИН по Москве «по факту многочисленных нарушений, наличия сотен мобильных телефонов, сбора общака и вымогательств, избиений и коррупции в СИЗО-1 Матросская Тишина.
А другой источник из ФСИН рассказал, что врио начальника столичного УФСИН Сергей Коновалов это представление удовлетворил и «признал все изложенные нарушения». По словам этого же источника, начальник УФСИН по Москве генерал-майор Сергей Мороз по-прежнему находится в вынужденном отпуске больше двух месяцев, «ходит на опросы, допросы и готовится к отставке и предъявлению обвинения».
Как рассказал «НГ» руководитель Независимого комитета против пыток и коррупции Gulagu.net Владимир Осечкин: «За последние восемь лет «оперативной работы» генералов ФСИН не менее 150 СИЗО и 380 колоний оказались вовлечены в субкультуру с внутренней иерархией. Не без участия коррупционеров лидеры криминального мира выстроили огромные сети по вымогательству и выбиванию из заключенных и их родственников миллиардов рублей ежегодно».
По словам Осечкина, «надо понимать, что порой люди просто не видели альтернативы и встраивались в эти преступные схемы, чтобы в первую очередь выжить и спасти себя, обеспечить себе безопасность и сытую жизнь».
«Преступления, совершенные в условиях СИЗО в изоляции имеют высокий уровень латентности, они происходят за закрытыми дверями, втайне от общества, а у потерпевших от пыток и вымогательств заключенных, находящихся во власти криминалитета и коррумпированных тюремщиков, просто нет права и возможности защищать себя в рамках правового поля, – рассказал «НГ» адвокат, в прошлом экс-прокурор по надзору за столичными СИЗО Александр Храпов. – Они не могут позвонить адвокатам, обратиться в правоохранительные органы, не могут даже выйти из камеры СИЗО, где их бьют и где их принуждают платить деньги или подписывать ложные показания». Эксперт «НГ» согласен, что законодателю давно пора восполнить этот пробел и продумывать механизмы, которые усилят правовую защиту заявителей о пытках и коррупции из числа заключенных.
комментарии(0)