Очередной соцопрос фонда «Общественное мнение» (ФОМ) показал скачок рейтинга «Единой России» с 28 до 32% и падение показателей в графе «Другая партия» с 16 до 7%. С точки зрения арифметики данные ФОМа выглядели достоверно, но все испортила попытка придать им большую убедительность. Социологи спросили об отношении к конкретным 13 политструктурам, но игнорировали электорат условной «партии Алексея Навального». Так что ее поддержка избирателями, вполне возможно, находится в диапазоне 5–9%.
ФОМ уведомил, что с середины января вернулся к очным опросам респондентов, и дал понять, что именно с этим связана модернизация методики. Теперь цифры в графе «Другие партии» представляют собой сумму конкретных ответов по 13 политпроектам. Это так называемые малые партии – и новые, и старые.
Понятно, что главной сенсацией электорального рейтинга должен был стать мощный скачок ЕР. Увеличение показателей на 4% за одну неделю при полном отсутствии партии власти везде, кроме как в публикациях СМИ о внутренней борьбе за депутатские места в будущей Госдуме, – это, конечно, действительно новость. Еще одна новость того же рода – рост сразу на 2% рейтинга ЛДПР как раз на фоне утечек в тех же СМИ о неминуемом закате данной партии. Следующий неоднозначный факт – восстановление «Справедливой России» из мертвого состояния в полумертвое. Ее электоральная доля выросла с печальных 4% до обнадеживающих 5%. Опрос ФОМа проводился до того, как стало известно об объединении СР с партиями «За правду» и «Патриоты России», – и это важное уточнение.
Социологи предложили респондентам не совсем полный список внесистемных партий. Источник: ФОМ |
В общем, можно в очередной раз посетовать на манипулятивность отечественной социологии, тем более что смена ФОМом формата опроса с телефонного на очный почему-то привела к обновлению методики. Теперь несистемные партии в количестве 13 штук респондентам называются поименно. Ряд экспертов именно этим и объяснили сокращение данной доли – дескать, прежде люди отражали в данной графе недовольство «большой четверкой». Но когда они увидели, что конкретно им предлагают, то решили от добра добра не искать – и хором высказались за ЕР. Возможно, это было бы так, если список партий был составлен не по формальным критериям, а по политическим.
Потому что тогда бы в перечне политструктур, предлагаемых на рейтингование, обязательно бы фигурировала условная «партия Навального», а сейчас ее там нет. Зато есть «Новые люди» и «Пенсионеры за социальную справедливость» и «За правду», каждой из которых чуть более 1%. Есть «Яблоко» – 1%, «Коммунисты России» с показателем немногим менее процента, «Родина» – со своими 0,5%. Остальные показывают значения едва выше нуля. Таким образом, если считать, что подвижки рейтингов парламентских партий никакими аргументами не подкрепляются, а вот сектор непарламентских политструктур, наоборот, изучен досконально, то получается, что объем электоральной поддержки штабов Навального составляет от 5 до 9%.
комментарии(0)