Элла Памфилова предпочитает, чтобы за голосованием наблюдали общественные палаты. Фото сайта cikrf.ru
Общественные палаты (ОП) регионов словно по команде развертывают штабы для наблюдения за выборами в Госдуму и заксобрания. Как бы подтверждая, что схема выдвижения наблюдателей только через ОП, которую испытали на конституционном плебисците, все-таки имеет шанс попасть в избирательное законодательство. Сейчас соответствующая возможность общественных палат прописана там рядом с аналогичным правом партий и кандидатов. Что и дает оппозиции формальное основание требовать своего участия в контроле за подсчетом результатов. Теперь в партиях опасаются законодательного решения об изъятии у них такого полномочия, хотя эксперты пока в это не верят. Однако доводы типа того, что власть, дескать, не пойдет на скандал, выглядят все менее убедительными.
Например, только что ОП Еврейской автономной области объявила о создании на своей базе штаба по наблюдению за выборами. Сообщается, что первая его задача – найти и хорошо подготовить наблюдателей к работе, а вторая – координировать их присутствие на участках в ходе, видимо, трехдневного голосования. За последнее время это не первое сообщение о появлении таких штабов в том или ином регионе. Скажем, 2 февраля аналогичная информация пришла из Кировской области, где кроме выборов депутатов Госдумы в этом году будет избираться и Заксобрание.
Напомним, что 29 января в ОП РФ прошло онлайн-совещание с региональными общественниками – как раз по вопросу об организации общественного наблюдения за выборами в 2021 году. «Ежегодно увеличивается число желающих поучаствовать в общественном контроле: если ход голосования в 2018 году контролировало 150 тыс. общественных наблюдателей, то в 2020-м за голосованием по поправкам к Конституции РФ наблюдало уже 526 тыс. человек», – подчеркнул председатель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев.
Вообще-то первый в стране общественный штаб уже давно действует в Москве. И на его счету есть немало достижений – это прежде всего все-таки продвинутые через власти решения о повышении прозрачности выборов. Столичная ОП в очередной раз подтвердила намерение сохранить эту структуру дистанционным опросом 15–16 декабря. Однако взрывное расширение данного института по всем без исключения субъектам РФ вызывает некоторые опасения. Главное из них заключается в том, что как только штабы появятся в большинстве регионов, это может сильно вдохновить лоббистов передачи в руки ОП монопольного права на назначение наблюдателей.
Более того, нельзя исключать и того, что нынешняя активизация палат сигнализирует о подготовке соответствующих законодательных изменений. То есть раз власть решение в целом уже приняла, но пока еще не оформила его юридически, не стоит терять времени, которого в предвыборном цейтноте может и не хватить.
Кстати, по наблюдениям «НГ», косвенным подтверждением данной версии служит явно разворачивающаяся пиар-кампания успешного опыта конституционного плебисцита, когда ОП и стали основными операторами наблюдения за голосованием. Напомним, что сейчас в законе о выборах написано, что наблюдателей имеют право выдвинуть партии и кандидаты, а также некие «субъекты общественного контроля». Этот корявый термин имеет отсылку к другому закону, что, конечно, несколько нарушает требование о герметичности избирательного законодательства. В этом ином акте как раз и упомянуты региональные ОП. Заметим также, что теперь расширение их влияния на выборы весьма настойчиво поддерживает и председатель Центризбиркома Элла Памфилова. Ранее она пыталась защищать права независимых наблюдательских организаций, но после того, как их почти поголовно перевели в категорию НКО-иноагентов, это стало трудным делом по политическим причинам. И теперь Памфилова всячески пропагандирует тех 500 тыс. наблюдателей, которые целую неделю до 1 июля обеспечивали легитимность пресловутого многодневного голосования на пеньках за обновленную Конституцию.
Член совета движения «Голос» Андрей Бузин напомнил «НГ», что федеральную норму об общественном наблюдении сперва отменили в 2005-м, оставив это на усмотрение регионов, а потом снова вернули по инициативе президента в 2018 году. По его мнению, по-настоящему общественному наблюдению это только повредило: «ОП развили деятельность на деньги исполнительной власти и «Единой России». И если, например, в Москве было легко выдвинуть наблюдателей от ОП, то вот в «электоральных султанатах» – невозможно. В итоге в 40–50% случаев попытки независимых наблюдателей пойти на выборы от ОП оказались тщетными». Так что такое наблюдение, по его словам, – это не что иное, как продолжение тенденции на имитацию выборов, теперь в виде имитации общественного наблюдения. «Такие наблюдатели от ОП, за редким исключением, были призваны дезавуировать заявления реальных наблюдателей о нарушениях, говорить о чистоте выборов. В этом году затраты на штабы увеличили в преддверии федеральной кампании», – заметил Бузин.
Он, однако, все-таки не ожидает полного отказа от наблюдения со стороны партий и кандидатов, подчеркивая, что в нынешних политических реалиях это невозможно. То есть Бузин намекает, что такое возможное решение вызовет скандал и подорвет легитимность выборов. Стоит отметить, что власти, похоже, аргументы данного типа уже не берут в расчет. А вот другой довод Бузина выглядит вполне обоснованным: монополизация наблюдения для власти вовсе и не обязательна. «Во-первых, потому, что тотального наблюдения партиям добиться так и не удалось при всех их стараниях, во-вторых, потому, что многие наблюдатели от парламентских партий и так чисто формальные», – отметил эксперт, уточнив, что это касается не только ЕР, хотя чаще всего именно ее, но также КПРФ и «Справедливой России». «Реальные наблюдатели присутствуют в небольшом количестве, в основном от несистемной оппозиции. Именно из-за своей малочисленности они не страшны», – подчеркнул он. И пояснил, что таких кандидатов скорее всего в большинстве своем не допустят до выборов.
Однако сами представители оппозиционных партий допускают, что монополизация наблюдения за выборами все-таки возможна. Член федерального совета «Яблока» Эмилия Слабунова пояснила «НГ», что по опыту 1 июля стало ясно – власть в любой момент может отказаться от нормы о партийном наблюдении. «Сейчас, очевидно, все больше имитируют демократические институты, а при росте протестных настроений угроза для режима возрастает даже при многодневном голосовании. Можно ожидать другого электорального поведения, чем то, которое мы видели летом», – подчеркнула она. Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков напомнил «НГ», что КПРФ в этом году ставит цель аккредитовать миллион наблюдателей. Поэтому в ответ власть и разворачивает штабы от ОП: «Речь идет о спецоперации, когда власть как бы активизирует процессы наблюдения, чтобы смикшировать драконовские законодательные новеллы. Выборы превращаются в профанацию. Это явно вызывает вопросы у избирателей и тем более у оппозиции». По его мнению, «власть хочет взять под контроль еще и наблюдение, поэтому вполне возможно, что угроза отмены партийного наблюдения и перехода к общественному существует».
комментарии(0)