Сразу после решения суда по сроку Алексея Навального его сторонники в обеих столицах вышли на улицы. Фото Reuters
В течение 3 февраля сторонники Алексея Навального ожидали указаний о дате новых акций. В ночь на среду – после приговора о замене оппозиционеру условного срока на реальный отдельные группы людей вышли на улицы Москвы и Петербурга, увеличив счет задержанных. Возможно, некоторая растерянность руководителей навальнистов связана с тем, что многим из них уже предъявлено обвинение по «санитарному делу». Судя по всему, об уточнениях тактики протеста станет известно уже 4 февраля.
Координатор московского штаба Навального Олег Степанов уже получил на руки официальную бумагу о том, что он обвиняется «в подстрекательстве к нарушению санитарно-эпидемиологических правил, повлекшем угрозу массового заболевания людей».
Это ч. 4 ст. 33 и ч. 1 ст. 236 Уголовного кодекса (УК) РФ, фигурантами которых стали и многие другие навальнисты, прежде всего из числа ближайших соратников оппозиционера. Всем им аналогичное обвинение будет предъявлено в течение ближайших нескольких дней. Опыта применения данных норм УК у властей пока еще нет, но это для несогласных будет только хуже. Возможны максимально жесткие меры ответственности.
Напомним, что «санитарное дело» было возбуждено по итогам самой первой акции в защиту Навального 23 января, после чего его фигуранты отправились под домашний арест с особым указанием на запрет пользования интернетом. Впрочем, власти быстро убедились в том, что вроде бы как обезглавленный протест смог 31 января заблокировать центры обеих столиц, хотя, конечно, в регионах акции навальнистов выглядели уже не столь внушительно. Однако еще большим вниманием власти оказались наделены спонтанные выступления вечером 2 февраля, когда в течение получаса после оглашения судебного решения по Навальному группы молодежи уже шли по Москве и Питеру. Их пришлось разгонять максимально жестко – таким образом, что это уже выглядело настоящим подавлением.
Судя по всему, власти это поняли, но из логики принципиального противостояния с навальнистами выйти уже не смогли. Кремль беспокоит проведение несанкционированных протестных акций в стране, такая активность должна жестко подавляться, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Наши социологи постоянно изучают некие показатели протестной активности, разные опросы на этот счет, разные данные. Главное – чтобы не было активности несанкционированных протестов», – вот так он объяснил свое высказывание. На вопрос же о том, беспокоят ли Кремль случаи неоправданной жесткости силовиков по отношению к протестующим, он сказал: «В целом проведение несанкционированных акций вызывает обеспокоенность и подтверждает оправданность жестких действий полиции в рамках закона». Но, впрочем, уточнил Песков, «те действия, которые действительно вызывают вопросы, подлежат служебному расследованию и дальнейшей правовой оценке».
Весь день после решения суда о посадке Навального его сторонники ожидали от своего руководства новых указаний относительно следующего выхода на улицу. Однако от координатора региональных штабов Навального Леонида Волкова 3 февраля прозвучали только такие слова: «Мы расскажем о наших планах завтра, как обычно, в эфире программы «Россия Будущего». Этот ответ процитировал ресурс «Открытые медиа». Можно предположить, что сейчас оставшимся на свободе соратникам Навального предстоит решить: они тоже остаются в парадигме еженедельных выступлений, а тем самым способствуют провластной пропаганде в продвижении темы «на митинги опять никто не пришел», либо ломают данную логику. Так что вполне реально ожидать от того же Волкова заявления, что следующая акция пройдет, например, в день рассмотрения апелляции на решение Симоновского райсуда, так что о дате, дескать, будет объявлено дополнительно.
Однако есть большие сомнения в том, что вожди навальнистов решатся на изменение тактики до тех пор, пока есть молодые люди, готовые без какого-либо вознаграждения выходить под дубинки ОМОНа. Информационные удары в связи с малочисленностью таких акций, по всей видимости, будут компенсированы более жестким ответом на действия силовиков и повышением уровня координации через сетевые инструменты. То есть в этом отношении «белоруссизация» протестов будет продолжена.
комментарии(0)