Сергей Иванов работает в нижней палате депутатом от ЛДПР уже 17 лет. Фото с сайта www.duma.gov.ru
В Госдуму внесен проект закона «О собраниях, шествиях и пикетированиях». Депутат от ЛДПР Сергей Иванов настаивает на замене нынешнего акта его первоначальной версией, очищенной от запретительных поправок, накопившихся с 2004-го. Предлагается и расширить право граждан собираться мирно и без оружия, а потому вообще не уведомлять о встречах депутатов любого уровня с избирателями. С одной стороны, инициатива выглядит законодательным троллингом власти, которая продуцирует ужесточения. С другой стороны, это показывает, что ЛДПР намерена претендовать на свою долю в растущем объеме общепротестного электората.
«Действующая редакция федерального закона практически исключает право граждан на проведение собраний без разрешения органов исполнительной власти», – подчеркнул Иванов в пояснительной записке к законопроекту. Депутат Госдумы указал, что сложившаяся ситуация – это не какая-то случайность, а осознанная государственная политика: «Предлагаемые место и время для собраний, порядок согласования и основания для отказа в их проведении, предусмотренные действующим законом, свидетельствуют о желании всех ветвей власти ограничить право граждан на мирное выражение собственного мнения по общественно-политическим вопросам». При этом очевидно, что инициатива Иванова стала откликом на январские акции протеста – несогласованные и поэтому подавленные. Он подчеркнул, что «отказ в реализации прав, гарантированных Конституцией, приводит к участию граждан в несанкционированных акциях, силовому воздействию, возбуждению административных и уголовных дел, формированию негативного образа России, увеличивает социальное напряжение».
Самое свежее подтверждение точки зрения Иванова на то состояние, в котором оказалось конституционное право на свободу собраний, пришло как раз 16 февраля. Как сообщило, например, издание «Медиазона», в Тверской райсуд Москвы поступило ходатайство МВД о проведении обыска в рамках дел о перекрытии дорог в ходе выступлений 23 и 31 января. Ч. 1 ст. 267 Уголовного кодекса только что была модифицирована именно в контексте как бы незаконных протестных акций. Напомним, что перекрытием может считаться практически любое появление на улицах неких групп граждан. Полиция, кстати, до сих пор не назвала фигурантов ни по одному из «дорожных» дел, но теперь, видимо, они уже появятся.
Инициатива ЛДПР конструктивно представляет собой первоначальную версию закона о митингах от 2004 года, то есть некий концентрат, еще не разбавленный разного рода ужесточениями. Причем речь идет о той редакции, которую только что переизбравшийся на второй срок президент Владимир Путин заставил принять депутатов Госдумы от новоиспеченной партии «Единая Россия». Нижняя палата тогда проголосовала за установление разрешительного принципа организации публичных мероприятий, но глава государства демонстративно с этим не согласился. Впрочем, закладки на будущие репрессивные изменения в той президентской версии находились изначально. В первую очередь это не прописанный до конца механизм разрешения споров организатора митинга и органа власти. Например, первый уведомляет, второй предлагает иное место, после чего первый думает и не соглашается, а второй на это никак не реагирует. И арбитра в этой дискуссии нет, кроме суда, но тому не предписано жесткого срока для принятия оперативного решения.
Эта недоделка с судами в разработках Иванова так и осталась без изменений, но чтобы не было тупика, он предложил - каждый митинг или шествие не могут быть более четырех часов, так что даже претенденты на одно место, в котором власти заявителям отказывать не вправе, могут по времени разойтись. Это любопытное ноу-хау, но еще более важна исключительно политическая направленность данной инициативы.. Ее вряд ли рассматривают в качестве реального материала для обсуждения. Депутат от ЛДПР, похоже, просто решил устроить своего рода законодательный троллинг власти, которая увлеклась одними лишь ужесточениями. В принципе это в стиле Иванова – автора одного из самых хайповых законопроектов прошлого созыва Госдумы, о запрете на употребление чеснока в общественных местах. Тот появился как раз по итогам первого массированного наполнения закона о митингах репрессивными новациями в 2012 году.
В остальном же проект Иванова просто идеален. Там нет никаких обременений права на свободу собраний, а отказ властей обусловлен двумя причинами – невовремя поданным уведомлением или выбором места, где акции проводить нельзя. Это всякие опасные производства, транспортная инфраструктура и режимные объекты. Власти должны будут установить для митингов специальные места, но такие, сбор которых имеет публичное значение, кроме того, вводится обязанность должностных лиц реагировать на резолюции народных сходов. Контрольный же выстрел со стороны опытного парламентария – это список законов, которые необходимо будет изменить. Это все драконовские нормы КоАП, а также ст. 212.1 Уголовного кодекса с посадками за неоднократное нарушение закона о митингах.
Если же посмотреть на законопроект в перспективе выборов в Госдуму, то ЛДПР показывает намерение претендовать на определенную долю общепротестного электората, наличие которого проверено на практике. Понятно, что эта партия пошла по тому пути, по которому уже побежала КПРФ. И хотя Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский недавно вступили в жесткую перепалку на тот счет, кто из них получает больший профит от «навальнятины», а кто с ней неутомимо борется, на самом деле разбуженным недовольством воспользуются обе политические силы.
комментарии(0)