0
3144
Газета Политика Интернет-версия

24.02.2021 20:13:00

Атака красных на власть по левому флангу прошла без радикализма

Давление силовиков на КПРФ перед акцией 23 февраля стало рекламой для общепротестного электората

Тэги: кпрф, акции, протест, навальный, левые, протестная деятельность


кпрф, акции, протест, навальный, левые, протестная деятельность Геннадий Зюганов показал, что в преддверии выборной кампании партия находится под его контролем. Фото с сайта КПРФ

Акции КПРФ 23 февраля прошли во всех регионах, но в большинстве не были массовыми. За основу был взят московский образец – возложение цветов. Проведены были и встречи с депутатами, флешмобы или онлайн-мероприятия. Беспрецедентным для парламентской партии оказалось и предварительное давление правоохранителей. Выступлениям в поддержку Алексея Навального уровень уличной активности левых проигрывает, но эксперты пояснили, что руководство КПРФ смогло и организовать точку входа в предвыборную кампанию, и показать Кремлю, что партрадикалы находятся под контролем. При этом гонения рекламируют коммунистов в глазах общепротестного электората.

По информации «НГ», общероссийский штаб протестных действий Компартии пока изучает данные о мероприятиях, которые проходиили в стране 23 февраля. Некие общие заявления руководство коммунистов уже оглашает, но выводы будут сделаны в начале марта по ходу внутрипартийных совещаний.

Пока точной статистики по численности акций и их последствиям нет, однако понятно, что в большинстве регионов все прошло спокойно. Что касается формата мероприятий, то это в основном были возложения цветов к памятникам защитникам Отечества или статуям Ленина, тематические автопробеги, встречи граждан с депутатами, а также многочисленные флешмобы в социальных сетях.

Кое-где, правда, состоялись митинги и демонстрации, но они собрали людей в количестве не больше нескольких десятков человек.

Самая заметная акция получилась в Москве. Но никакого общения красных депутатов Госдумы с левыми избирателями не вышло, протест ограничился подходом к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду. Под чутким руководством лидера КПРФ Геннадия Зюганова к Вечному огню тихо и мирно пришли и партийные радикалы вроде первого секретаря горкома Валерия Рашкина или его правой руки – депутата Госдумы Дениса Парфенова. Коммунисты оценили количество собравшихся в 5 тыс. человек, по официальным данным людей было всего около 500. Полиция стянула к Кремлю большие силы, но не препятствовала этому собранию граждан. Впрочем, в толпе мелькали жесткие антивластные лозунги, схожие с кричалками навальнистов, которые звучали на улице 23 и 31 января.

Не обошлись праздничные дни и без репрессий со стороны властей. В Пензе полиция заранее задержала нескольких активистов КПРФ, причастных к организации акции. В отделения были доставлены пять человек, в том числе руководитель фракции в Пензенской гордуме Александр Смирнов, который потом был арестован на семь суток, и первый секретарь обкома, депутат Заксобрания Георгий Камнев. Всем вменили нарушение законодательства о массовых мероприятиях. В других регионах активистам КПРФ присылали уведомления прокуратуры о недопустимости проведения несакционированных акций, по домам партийцев ходили силовики. Однако на фоне активности навальнистов, то есть «рассерженных горожан», акции левых смотрелись явно менее выигрышными и мощными. И поэтому нет ясности насчет того, как это отразится на электоральных перспективах КПРФ, которая наряду с другими оппозиционными силами конкурирует за симпатии так называемого общепротестного избирателя. Но сами коммунисты оценивают свой выход на улицы как большой прорыв.

37-3-4480.jpg
Пензенский коммунист Александр Смирнов был
 арестован на семь суток за предстоящую
акцию.  Фото с сайта www.kprfpenza.ru
Например, зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков напомнил «НГ», что партия проводит акции двух видов: по большим событиям актуальной повестки дня и традиционные. Первые являются ответом на те или иные действия власти, которые ухудшают жизнь людей, вроде «монетизации льгот» 2005 года или пенсионной реформы образца 2018 года. И на такие митинги собирается и по 100 тыс. человек. Второй тип акций приурочен к памятным датам и праздничным событиям. Акция, прошедшая 23 февраля, именно традиционная и праздничная, при этом для КПРФ более принципиальное значение все же имеют 1 и 9 Мая, а также 7 ноября, заметил Новиков. «Сейчас не ставилось целью собрать крупные протестные акции, мы собрали праздничные мероприятия, показали свой флаг. А реакция властей дала обратный эффект – пришли на акции даже те, кто раньше отмечал праздник дома», – пояснил он.

Рашкин, в свою очередь, заявил «НГ»: «Мы провели акции по всей стране, там, где возможно, в форме шествий и митингов, встреч с депутатами, там, где нам это не удалось, – в форме памятных мероприятий, но накал борьбы не снижали. В Москве, где, я ответственно об этом заявляю, собралось несколько тысяч человек, мы провели свою акцию прямо у стен Кремля – единственную из всех сил. Даже в тех ограничениях, которые действуют по стране, мы нашли форму выражения своей позиции». Депутат так пояснил отказ от массовых мероприятий в столице и регионах: «У власти есть ОМОН, дубинки, Росгвардия, а страх перед оппозицией так велик, что в случае непредвиденных действий она готова на любые действия. Поэтому мы прошли по грани лезвия, не бросив в топку борьбы своих сторонников, прошли высоко подняв голову и сохранив лицо. Конечно, по телевидению наши акции предпочитали не показывать, потому что красные знамена пестрели абсолютно во всех регионах, это картинка, невыгодная для Кремля».

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ», что акции КПРФ прошли с переменным успехом: больших электоральных плюсов от них левые не получили, но и больших минусов тоже. Сторонники увидели активность партии, а общепротестный избиратель не обратил на них особого внимания, но в любом случае к сентябрю эти акции уже забудутся. «КПРФ решила не обострять отношений с властью, не идти на радикальные акции, потому что тема уличной активности в условиях предвыборного периода и роста протестных настроений приобрела особую остроту. И сейчас нецелесообразно проявлять себя самой протестной партией, ведь это грозит разрывом отношений с властью. Поэтому все закончилось некой демонстрацией Зюгановым Кремлю, что он по-прежнему удерживает партию от радикальных настроений, а КПРФ – по-прежнему надежный партнер для власти. Конечно, по стране шло массовое давление на КПРФ, что отметило ее в глазах «рассерженных горожан» как протестную силу, но в Кремле не боятся коммунистов, там боятся прецедента массового выхода на улицу. Так что в день голосования КПРФ станет одной из тех партий, за которые общепротестный избиратель сможе т отдать свой голос, так же как за «Яблоко» и за новые партии», – подчеркнул Макаркин.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Единой информационной картинки у КПРФ не получилось – там, где прошли встречи с депутатами и митинги, это оказалось более заметным и удачным с точки зрения имиджа главной оппозиционной силы. Там, где было лишь возложение цветов, – менее заметно, потому что это лишь ритуальное действие. Провальными акции все же назвать нельзя, КПРФ действовала в коридоре возможностей, который очерчен властью. Более того, поддержан образ самой оппозиционной партии усилиями самой власти». Эксперт отметил, что в глазах общепротестного электората «лучшее – враг хорошего»: акции либералов – это лучшее, а левых – только хорошее. Тем не менее в сухом остатке после 23 февраля для несогласных имеет значение лишь то, что активно разошлось по соцсетям. И здесь давление на КПРФ в виде предупреждений и арестов сыграло ей на руку. «Сейчас, когда против гражданского общества приняты жесткие законы, главный вопрос в том, увидели ли несогласные в коммунистах и их протестах что-то, чтобы солидаризоваться с ними, или нет. В любом случае любые действия лучше, чем бездействие. В отличие от других партий КПРФ действительно подняла свой флаг и показала начало предвыборного периода», – заметил эксперт. Он предположил, что отказ от встреч с депутатами в Москве и других городах мог стать разменной монетой в переговорах с властью. «Власть не хочет объяснять, почему разрешает акции одним и запрещает другим, демонстрирует, что любую протестную деятельность, независимо от источника, она пресекает на корню как подрывную», – подчеркнул Калачев. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Игорь Селезнёв

Работу в новом парламенте лидеры оппозиции призывают расценивать как политическое самоубийство

0
1668
Сталин ждет окончания внутриэлитного конфликта

Сталин ждет окончания внутриэлитного конфликта

Иван Родин

Мэрия Череповца пока не разрешила КПРФ ставить памятник вождю

0
2275
Абхазия оказалась на пороге госпереворота

Абхазия оказалась на пороге госпереворота

Игорь Селезнёв

Власти республики испытывают внешнее давление

0
4234
Когда все на лице написано

Когда все на лице написано

Владимир Яшин

Организм визуализирует сигналы боли, надо только уметь их читать

0
2116

Другие новости