Фото сайта minjust.gov.ru
Правительство направило в Госдуму законопроект о создании специализированного банка данных экстремистских материалов. В интересах силовиков предлагается цифровизировать федеральный список запрещенной информации, который расположен на сайте Минюста. Там уже более 5 тыс. позиций, а поисковый сервис архаичный. Новая государственная система заработает во второй половине 2022 года, когда после выборов Госдумы-2021 перечень Минюста скорее всего значительно разрастется.
Поправка в ст. 13 закона «О противодействии экстремистской деятельности» на первый взгляд кажется сугубо технической, но сам этот правовой акт давно стал чисто политическим инструментом. Например, прямыми и перекрестными ссылками на него пронизано избирательное законодательство.
Правительство предлагает сохранить за Минюстом полномочия по ведению нынешнего федерального списка экстремистских материалов и поручить ему же создание специализированного банка данных запрещенных судами публикаций. В основном они обнаруживаются в интернете – и среди них есть множество видеороликов и аудиозаписей. Однако в действующем перечне, доступ к которому открыт на сайте ведомства, имеются также книги, брошюры, листовки. Последнее обновление федерального списка состоялось 9 марта, в нем на настоящий момент 5158 позиций.
«Создание банка данных имеет целью обеспечение оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, проводимых в рамках противодействия экстремистской деятельности, и организацию профилактических мероприятий, направленных на ее предупреждение», – прямо отмечается в пояснительной записке к правительственному законопроекту. Там не указано никаких причин на тот счет, почему силовики уже не могут пользоваться существующим федеральным списком. Впрочем, все понятно и без дополнительных объяснений – это большой объем данных и примитивный поисковый сервис.
Например, корреспондент «НГ» сделал подборку по слову «коловрат», которое часто используется различными националистическими движениями. Вышел каталог из более сотни материалов, которые признавались в судах экстремистскими с 2008 года по начало 2021-го, но, естественно, по разным поводам. При этом само слово, понятно, не является запретным. Так что если возбуждать в связи с ним какое-то дело, то правоохранителям все равно будут нужны экспертные заключения, если, конечно, это не исполнение политического заказа.
Так что результаты экспериментального поиска наглядно показали, что, во-первых, признание того или иного понятия и явления запрещенным не останавливает его дальнейшего использования. Не менее важно и второе соображение: сам федеральный список в своей совокупности выглядит не менее экстремистским материалом, чем те, что по отдельности в нем содержатся. То есть, почитывая данный документ в свободное время, можно на выбор стать или джихадистом, или нациком, или леваком, или каким-нибудь родновером, а потом с помощью средств обхода интернет-блокировок познакомиться с понравившимся запретом уже полностью. Хотя в самом перечне есть такое подробное описание неких картинок, по прочтении которого искать уже ничего не надо.
Судя по всему, эта сомнительная запрещенность, когда необходимо хотя бы кратко описать, в чем же заключается экстремизм, и подвигло Минюст к идее о банке данных. Данная база скорее всего уже не будет в открытом доступе. Ведомству еще предстоит составить порядок ее организации и ведения, но уже сейчас можно предположить, что в федеральном списке экстремистских материалов останутся, видимо, только указания на сами судебные решения и, может быть, некое общее объяснение, в связи с чем они приняты. Что же касается спецбанка, то, поскольку в законопроекте правительства он обозначен как государственная информационная система, очевидно, это будет ресурс чисто для силовиков, который обеспечит им многоконтекстный поиск и выявление релевантности в массивах данных. А может быть, там и вовсе будет использован пресловутый искусственный интеллект, который станет выдавать и готовые следственные материалы.
Кстати, необходимостью разработать архитектуру спецбанка данных и запустить его объясняется дата вступления закона в силу. Он заработает не ранее года от момента его принятия. По предварительным расчетам, это может произойти лишь во второй половине года. И поначалу такой длительный срок на решение достаточно простой задачи вызывает недоумение. Но оно рассеивается после анализа теории и практики применения закона «О противодействии экстремистской деятельности».
Он действительно является определяющим для избирательных кампаний, потому что на его основании можно как не допускать кандидатов к регистрации, так и отменять ее. Скажем, в законе об основных гарантиях избирательных прав граждан есть не только жесткий криминальный фильтр, но и гибкая противоэкстремистская сетка. Например, не пропустят на выборы наказанных за распространение запрещенной информации, а снимут с них тех претендентов, которые в ходе кампании позволили себе публичные призывы, противоречащие антиэкстремистскому закону. Краткий пересказ его первой – определяющей – статьи выглядит так: экстремизм – это то, что не нравится власти.
Понятно, что если такой инструмент будет активно использован в ходе выборов, то после них федеральный список экстремистских материалов существенно вырастет. И тут как раз пригодится загодя проведенная цифровизация данного вида правоохранительной деятельности.
А вот авторы Telegram-каналов комментировали внимание сообщения о том, что Роскомнадзор готов через месяц заблокировать Twitter, если соцсеть не выполнит ранее выдвинутые ей условия.«10 марта Роскомнадзор объявил о замедлении трафика Twitter в связи с тем, что на платформе не были удалены материалы с запрещенной в стране информацией, - напоминает «Мейстер». - Twitter этого замедления почти не заметил, отреагировав лишь коротким коммюнике, в котором выразил «обеспокоенность» «участившимися попытками заблокировать и ограничить общественную дискуссию в интернете». Возможно, угроза полной блокировки в России и нежелание терять российский рынок возымеют больший эффект, после чего компания начнет соблюдать российское законодательство. Впрочем, кириллический сегмент настолько мало значим для бизнеса Twitter, что 2 года назад сервис массово блокировал пользователей за одно только использование кириллицы».
«Очень своевременные числа опубликовал ВЦИОМ. Исследователи спросили народ о цензуре в интернете. 88% считают, что распространение недостоверной информации в интернете нужно ограничивать. 51% считают, что нужно блокировать любую недостоверную информацию; 23% - только ту недостоверную информацию, которая непосредственно представляет серьезную опасность для человека или общества; 14% - ту недостоверную информацию, которая потенциально может представляет опасность для человека или общества. 51% считают, что без решения суда недопустимо блокировать аккаунты пользователей в социальных сетях; 38% - что допустимо, - пишут авторы канала «Мюсли вслух». - Как видим, народ за цензуру во всех смыслах - и государственную, и частную. Но при этом большинство заранее одобряет меры борьбы государства с частной цензурой со стороны Facebook и Twitter. Впрочем, что большинство россиян, о чем бы речь ни шла, всегда за ограничения и запреты, не новость».
комментарии(0)