У власти теоретически остается лишь несколько недель для окончательной актуализации избирательного законодательства. На Охотном Ряду продолжается кулуарное обсуждение ряда прошедших первое чтение инициатив, принимать которые депутаты планируют в середине этого месяца. Эксперты считают, что единого пакета поправок не будет, до последнего дня продолжится лоскутная корректировка законов. Поскольку Кремль отдельно выделил «неприемлемую оппозицию», ее электоральные перспективы необходимо будет обнулить.
На Совете нижней палаты 5 апреля предполагается продлить срок доработки ко второму чтению правительственного проекта о внесении изменений в законы об основных гарантиях избирательных прав и о выборах депутатов Госдумы.
Первое чтение прошло в середине ноября, после чего эта вроде бы достаточно срочная инициатива была отложена под сукно. Несмотря на как бы высокий статус документа, а он был подготовлен во исполнение постановления Конституционного суда (КС), руки депутатов до него якобы не доходили. На самом же деле он, судя по всему, был отложен в запас – на случай нужды в срочной корректировке выборных правил.
Законопроекты второго чтения при необходимости вообще принимаются молниеносно. При этом документ, о котором идет речь, затрагивает те правовые акты, на которых и базируется думская кампания. Что касается содержания правительственной инициативы, то там говорится о возможности кандидатов жаловаться на отказ в регистрации как по линии избиркомов, так и в судебные инстанции. Напомним, что московские выборы 2019 года показали наличие здесь ловушки для оппозиции, после чего несколько экс-кандидатов добились постановления КС. Правда, правительство в своем проекте этот успех уже частично дезавуировало.
Похоже, депутаты решили пойти еще дальше и, формально исполняя волю КС, на деле как минимум не улучшать условия для оппозиции. Для этого и могла понадобиться отсрочка в несколько дней. Однако есть и более глобальная версия о том, почему было решено взять такую законодательную паузу. Напомним, что с учетом трехдневного голосования выборы в Госдуму можно было бы объявить уже с конца мая. К этому сроку правила политической игры по традиции должны быть утверждены. Следовательно, у власти остаются считаные недели для того, чтобы наконец определиться со всем необходимым антуражем выборов.
В прежние федеральные электоральные циклы стратегические изменения в законы принимались как раз в течение весны, чтобы к ним успевали адаптироваться регионы и избиркомы. Однако после аврального одобрения заксобраниями поправок к Конституции стало ясно, что власти субъектов РФ согласны с тем, что их роль в политике стала формальной. Кстати, отложенный законопроект эту тенденцию подтверждает: отзывы от регионов пришли на Охотный Ряд в феврале двумя волнами 2-го и 19-го числа, то есть это просто реакция на соответствующие команды. Таким образом, у федерального Центра в принципе развязаны руки для того, чтобы проводить лоскутную корректировку законодательства как можно дольше, чтобы попытаться закрыть все лазейки для несистемной оппозиции. Более того, есть подозрения, что президент выберет вариант короткой кампании, объявив ее не за 110 дней, то есть в конце мая, а за 90 дней до начала трехдневного голосования в Госдуму. Это значит, что указ может появиться где-то 18 июня. И до этого момента можно будет ставить оппозиционерам все новые и новые законодательные западни.
На применение властью именно такой тактики указали все опрошенные «НГ» эксперты, которые настаивают, что главное стратегическое решение – многодневные выборы – принято, а остальное будет делом техники. Например, член совета движения «Голос» Аркадий Любарев напомнил, что обычно изменения проходят до 20-х чисел мая. Эксперт согласен, что часто власть загодя принимает закон в первом чтении, а возвращается к нему перед самым стартом выборов. Не исключена такая практика и сейчас: «По существу ничего не изменится, а мелочи будут править. Оппозиция, по мнению власти, делится на две части: приемлемая и неприемлемая, то есть системная и несистемная. Стоит задача ужесточить условия неприемлемой оппозиции».
Любарев отметил, что за последнее время увеличился список уголовных статей, которые исключают выдвижение граждан на выборы, комиссии по-прежнему могут не зарегистрировать любого кандидата по подписям, видна системная работа с партиями, чтобы через них не прошли нежелательные кандидаты. Он уточнил, что отложенный сейчас Госдумой проект сразу вызвал негативную реакцию: «Он на самом деле зловредный, он только ухудшает ситуацию. К примеру, можно жаловаться только в избирком следующего уровня, то есть на муниципальных выборах региональные комиссии и ЦИК исключаются, сократили и сроки обжалования с 10 до 5 дней».
Член совета «Голоса» Андрей Бузин заявил «НГ», что «после принятия поправок к Конституции страна фактически выпала из правового поля, потому что если то, что происходит на выборах, может противоречить закону, то это и есть неправовое государство». Поэтому эксперт полагает, что «говорить о радикальной реформе не стоит, власти достаточно уже внесенных изменений, а административный ресурс будет действовать вне закона, если надо». Бузин отметил, что правила выборов ужесточаются не столько для всей оппозиции, сколько для всевозможных неадминистративных кандидатов, которые могут составить жесткую конкуренцию административным. Скажем, зачастую местные предприниматели имеют ресурс и популярность на территории: «Сейчас в тренде «патриотичность» и «державность» – и под этой риторикой могут выиграть далеко не провластные кандидаты, что уже бывало. Поэтому законодательство и ужесточают, чтобы люди задумались, идти или не идти на выборы кандидатами. Но эти препоны не самое главное для целеустремленных кандидатов, главным фактором по-прежнему остается давление, которое власть оказывает на них сплошь и рядом».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев полагает: «Кардинальных решений можно не ждать просто потому, что все и так уже решено. Основные препятствия для власти устранены. А трехдневное голосование вообще снимает проблемы для власти. Все сделано, чтобы усложнить жизнь оппозиции и облегчить – партии власти. К примеру, кампания еще не началась, а кандидаты ЕР уже ведут ее в полный рост, а вот другим – нельзя». По его мнению, федеральная власть будет ждать от региональных администраций только подтверждения легитимности выборов, «это ключевой момент». То есть «цель по-прежнему оправдывает средства, главное – не попадаться и не подставляться». Эксперт отметил, что точечные изменения точно будут. Например, оппозиции явно постараются усложнить условия агитации как в реале, так и в интернете, но это все будет тонкая настройка. «Сейчас появился новый ЦИК, но преемственность по отношению к старому сохранилась. В целом все инструменты для решения проблем властью мобилизованы, возникающие трудности можно будет решать уже по ходу кампании», – подчеркнул Калачев.
При этом Калачев подтвердил, что тенденция ужесточения для кандидатов продолжится: «Если речь идет, что против РФ ведется гибридная война и мы в осажденной крепости, надо поддержать оборонительный консенсус, то логично, что с оппозицией поступают как с «пятой колонной». Все это не первый год существует, просто сейчас это стало более явным и обрело более острую форму».
комментарии(0)