Фото сайта kprf.ru
Согласно опросу Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР), основная борьба на выборах пойдет между «Единой Россией» и КПРФ. В ЕР респонденты видят партию действующих начальников во главе с президентом, а в коммунистах – партию борьбы за советское прошлое. Эксперты считают, что левым следует усиливать локальную актуализацию предвыборных дискуссий, что объективно поспособствует и их радикализации.
Электоральный потенциал ЕР определен в опросе ЦИПКРа на уровне 47%, а КПРФ – 51%, однако у партии власти выше мобилизационный потенциал.
29% опрошенных уже точно голосуют за нее, а 28% – готовы это сделать.
Избиратель КПРФ менее определен: 11% сказали, что проголосуют, но 40% только готовы.
Опрос ЦИПКР, который является главной аналитической структурой ЦК КПРФ, начинается с вопроса о главной проблеме страны, с точки зрения респондентов. На первое место вышел рост цен, он волнует 34%, «угроза заразиться» с 27% – на втором месте, «выживание в нынешних условиях» – на третьем с 10%, ограничения из-за эпидемии волнуют 7%, так что «осложнение международной обстановки» для участников опроса более актуально – это 11%.
Одним из главных направлений исследования стало выяснение образов партий. ЕР окончательно стала ассоциироваться с президентом, это считают 39% респондентов, только 7% считают ее «народной силой». «В целом видим «вымерзание» образа «Единой России» и формирование мнения о ней лишь как о партии «самого большого начальника» и начальников поменьше», – говорится в отчете ЦИПКР.
Наиболее частый ответ о КПРФ – мол, это партия, которая защищает советское наследие, социалистическое прошлое. Доля таких ответов самая высокая (31%). Немного снизилась ассоциация партии с Геннадием Зюгановым – 25%. Защитника народа в КПРФ увидели 18%. Любопытно, что при этом усилилось недовольство современным набором партий. Выступающие за «никакую» партию составили 38 против 30% в декабре 2020 года.
По данным соцопроса, сторонники и противники поправок к Конституции недовольны своим голосованием. Источник: ЦИПКР |
ЦИПКР произвел и замер электоральных потенциалов ЕР и КПРФ. И стало очевидно, что ядро «ЕР» близко к тому размеру, что декларируется в различных официальных соцопросах. При этом апрельский опрос ЦИПКР зафиксировал потенциал роста партии власти с 23 до 27%. Потенциальный электорат КПРФ (ответ на вопрос – «если партия обновится и докажет способность помогать людям») составил 51%, но твердое намерение голосовать за партию действительно сокращается. Наибольший показатель был на пике пенсионной реформы (18%), а сейчас твердое ядро лишь 10%.
Как выявил опрос ЦИПКР, и среди сторонников поправок к Конституции, и среди их противников, и даже среди бойкотчиков превалирует мнение, что в стране после 4 июля так ничего и не поменялось. Жизнь изменилась к лучшему – так считают 10% опрошенных, заявляющих, что стало только хуже – 20%, но большинство в 50% говорят, что «все как было, так и осталось». Высказались респонденты и о том, кто выиграл от поправок. Оптимистов, считающих, что выиграли все россияне, оказалось 14%, еще 12% полагают, что выиграли олигархи. Но большинство в 34% уверены, что выиграл только Владимир Путин.
Глава аналитического центра КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ», что в последние годы нарастает отчуждение общества от политических институтов, парламента и партий. Причем это следствие пенсионной реформы 2018 года, а голосование за Конституцию тренд только усилило. Отсюда и заявления о голосовании за «никакую» партию – и создание новых партий руками власти: «Все эти новоделы-спойлеры призваны аккумулировать «ушедших» избирателей, у Кремля есть надежда, что какие-нибудь «Новые люди» зацепят отчужденных. А среди отрицателей около 50% – это сторонники левых идей, около 30% – провластный электорат и около 15% – либеральный. Все эти люди не находят партию, за которую хотели бы проголосовать». Обухов отметил, что задача КПРФ – вобрать голоса ушедших от ЕР левых избирателей, но это возможно только при условии живой оппозиционной политики, которая пока проявляется только на низовом уровне. То есть КПРФ зарабатывает очки за счет местных депутатов и активистов, которые как раз в последние годы и радикализуются, а власть – начинает с ними бороться.
Обухов объяснил, откуда взялась цифра возможной поддержки КПРФ в 51%: «Левая повестка сегодня востребована, ее в принципе готовы поддержать около половины избирателей – это запрос на социальную справедливость. И сейчас абсолютно все партии пытаются толочься на этом поле – и провластные, и даже либеральные».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «Контрпозиционирование – это в любом случае позиция выигрышная, при росте протестных настроений избиратели недовольны начальством и ищут альтернативу власти. При этом апелляция к прошлому снижает электоральный потенциал КПРФ, потому что настоящее всегда выигрывает. В этом и прослеживается самоограничение левых. Конечно, всегда есть доля избирателей, идеализирующих прошлое, желающих туда вернуться, причем это в основном люди старшего возраста, лишь иногда часть молодежи. Но большая часть избирателей все же предпочитают жить здесь и сейчас».Эксперт пояснил, что будет, видимо, два варианта протестного голосования. Первый, это когда люди «держат фигу в кармане», пытаются достучаться до власти, обратить внимание на себя и свои проблемы. Второй вариант для тех, кто хочет сменить власть. По мнению Калачева, КПРФ больше апеллирует к первому типу избирателей. При этом у левых, несмотря на размывание собственного ядра, всегда есть потенциал из общепротестного электората. «Сейчас компартия во многом выступает как почтовый ящик, куда приходят письма желающих пожаловаться на партию власти. Чтобы аккумулировать голоса протестных групп, у КПРФ есть два варианта: качественная радикализация – это лобовое столкновение с партией власти, прямое обвинение президента в провальной политике. И второй сценарий – это количественная радикализация, то есть сосредоточение на местных проблемах, радикализация кандидатов на местах. Но пока в глазах большинства КПРФ не является альтернативой партии власти, поэтому лобовое столкновение невозможно. А вот второй вариант вполне может серьезно увеличить потенциал КПРФ. При этом следует учесть, что для такой раскрутки публикаций на партийном сайте недостаточно, нужна именно широкая общественная кампания по конкретным проблемам на местах и уличные акции», – подчеркнул эксперт.
комментарии(0)