Центризбирком 20 июля утвердил порядок проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ), которое намечено в семи субъектах РФ. При этом ЦИК ужесточил заочную полемику со своими критиками, называя их «черными оппонентами» и обвиняя в попытках дискредитации выборов. В том числе и ДЭГ как эксперимента, который должен показать путь для развития избирательной системы. Пока же ясно одно, что этот формат неизменно показывает высокую явку. В этом году интернет-избирателей будет около 10 млн, и оппозиция могла бы этим воспользоваться, но пока о каких-то проектах не слышно.
Глава ЦИКа Элла Памфилова заявила, что против выборов через интернет могут возражать только «люди с пещерным мышлением». На заседании комиссии 20 июля она вообще наградила своих критиков разнообразными эпитетами. Было сказано и о «лукавых политиках», и о «черных оппонентах», которые пытаются дискредитировать ДЭГ, систему видеонаблюдения и вообще всю избирательную систему страны. Таким образом, Центризбирком опять подтвердил, что одной из основных его функций в ходе кампании будет контрпропаганда. Памфилова же называет такую работу «информированием избирателей».
Что касается самого порядка проведения ДЭГ, то на презентациях ЦИКа все выглядит убедительно. Даже прежде порождавший вопросы формат наблюдения за электоральным блокчейном в принципе, наверное, будет понятен тем специалистам, которым партии поручат осуществлять контроль. Напомним, что ДЭГ пройдет в семи регионах – Москве, Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областях. По словам зампреда ЦИКа Николая Булаева, ДЭГ будет действовать на всех кампаниях в этих субъектах РФ, избирателей получится около 10 млн человек. В это число войдут и граждане РФ из ДНР и ЛНР, у которых имеется подтвержденная учетная запись на портале «Госуслуги». И что-то подсказывает: таковая окажется у большинство из нынешних 600 тыс. «украинских россиян».
По ходу обсуждения перспектив ДЭГ было замечено, что все прежние эксперименты показывают явку в более чем 90%. С одной стороны, это понятно: если избиратель идет на эксперимент, то он обычно в нем участвует. С другой стороны, среди оппозиции это вызывает дополнительные подозрения, нет ли накруток. Разработчики доказывают, что этого никак не может быть. Возможно, несогласным стоило бы в это поверить, все в том же экспериментальном порядке, и попробовать развернуть кампанию за участие протестного электората именно в ДЭГ. Однако пока ни одна из партий или иных политических сил о таком проекте не сообщала. n
комментарии(0)