Фото агентства городских новостей "Москва"
Рейтинги партий из «большой четверки» проседают. Откусить их голоса могут представители непарламентских или так называемых малых партий. Три партии – «Новые люди», Партия пенсионеров и «Зеленые» демонстрируют наибольшую динамику. По крайней мере, они вплотную могут подойти к заветному барьеру в 5% и претендовать на проведение в парламент своих списков. На выборы в сентябре придет голодный и злой избиратель, который уже вряд ли проголосует по инерции. Чего сегодня хотят люди и что из себя представляет новое «политическое большинство»? Об этом, в ходе круглого стола, организованного Центром развития региональной политики (ЦРРП), заявили ведущие российские политологи.
«Мы бы хотели обсудить аспект трансформации или полного обновления того Большинства (которое политолог Глеб Павловский назвал «путинским большинством») в период выборов, которые то ли открывают, то ли фиксируют идущий (грядущий?) трансфер власти в России. Мир меняется, изменились и люди, меняется и политика. Консервация политического пространства, попытка стабилизации системы, может привести к обратному результату – усилению внутреннего давления. Принудительная вакцинация, цифровизация и прочие попытки власти скрепить общество новым социальным договором без его обсуждения, вызывают ответную реакцию. Общество разделится на сообщества, а те кто не делятся – атомизируются. Как собрать новое Большинство? Да и нужно ли оно? Как партиям работать с этим бормочущим множеством и не устарели ли они сами?» – говорит президент ЦРРП Илья Гращенков. По его мнению, пока что основное множество складывается из числа патерналистски настроенных «левых». Однако есть и те, кому в России стало слишком «душно» жить – не хватает демократии. Исходя из этого, Гращенков предполагает успех у наиболее полярных партий – выразителей идей «динамичного консерватизма» Партии пенсионеров» и системно-либеральных «Новых людей».
О поляризации общества говорит и глава Европейской ассоциация политконсультантов Игорь Минтусов, по мнению которого, примерно четверть электората полагает, что в стране недостаточно демократии, а еще столько же – страдают от ее избытка. Сегодня старые партии испытывают явный кризис идей, они предлагают избирателю то же самое, что и 20-30 лет назад. Например, «Яблоко» по-прежнему апеллирует к своей программе, которую избиратель попросту не читает. «Люди сегодня не слишком политизированы, но при этом многие из них – раздражены», – считает Игорь Минтусов. В этой логике получается, что «ядерный» электорат сохраняется только у старых партий, но в целом такое число определившихся не переваливает за отметку в 30-40%, т.е. больше половины пришедших на участки будут определяться с предпочтениями уже в кабинке голосования. И здесь у новых партийных брендов есть определенное преимущество перед старыми – новизна и свежесть.
Сопредседатель Партии пенсионеров Владимир Ворожцов, вообще считает, что люди не столько устали от власти, сколько от провластной оппозиции. «КПРФ, СР и ЛДПР сидят в Госдуме несколько созывов и что? Провели пенсионную реформу, провели массу других законов. Люди в этот раз будут голосовать не столько против ЕР, сколько против тех же коммунистов», – полагает Ворожцов. С ним согласны коллеги, полагающие, что обновленная оппозиция, в том числе «Справедливая Россия – За правду» на фоне отторжения населения от КПРФ может получить второе место, показавшись привлекательнее, чем немолодые борцы с режимом. Коммунисты предлагают свергнуть власть олигархов, тогда как «Справедливая Россия – За Правду» говорит о более прикладных вещах, например о безусловном базовом доходе, снижении платы ЖКХ, прогрессивной шкале налогов.
Правда, переориентация СР из социал-демократов в социал-патриотов может привести к оттоку части избирателей из числа интеллигенции, они могут отойти к «Яблоку» или «Новым людям». А слабая работа ЕР с молодежью и упор на регионы приводит к оттоку электората крупных городов к партии «Новые люди». Очевидно, что чем дольше идет кампания, тем больше избиратель будет дрейфовать в сторону привлекательных лозунгов и ярких личностей. Так что рейтинги накануне выборов могут быть совсем другими, чем в начале кампании.
Вообще у КПРФ масса проблем. С одной стороны партию раздирают внутренние склоки, с другой – ее испытывает на прочность сама система власти, когда снимает с выборов Павла Грудинина, задерживает Анастасию Удальцову, заводит дела против Николая Бондаренко. Есть и электоральный раскол, когда часть молодежи (как правило лево-либеральной) уходит от КПРФ к более свежим партиям, например, новой РПСС. Пенсионеры и вся патерналистская часть избирателей тянется к Партии пенсионеров, которая стала рупором «молчаливого большинства». «Мы сейчас делаем упор на динамичный консерватизм, вместо революции, предлагаемой коммунистами, предлагаем пути и решения без потрясений», – объясняет Ворожцов.
Политологи делают выводы, что у двух партий есть реальные шансы попасть в Госдуму уже в 2021 году. Причем повезет той партии, которая накануне выборов сможет не только удержать свой нишевый электорат, но и расширить его за счет голосов конкурентов. И если у «Партии пенсионеров» и «Зеленых» рейтинги ограничены узкой повесткой, то те же «Новые люди» могут фактически стать аналогом «Единой России», отстраивая свой имидж от конкурентов, критикуя «старых» чиновников и предлагая заменить их на новых.
комментарии(0)